«Стихи Берггольц спасали людей от смерти»
Фильм «Блокадный дневник» Андрея Зайцева стал победителем Московского международного кинофестиваля. Это черно-белая картина об умирающей от истощения молодой женщине, бредущей через весь город к отцу. Режиссер рассказал «Огоньку» о том, как адаптировал страшную тему для современного зрителя.
...Февраль 1942 года, лютые морозы под минус 30 градусов, не работает водопровод и электричество, транспорт стоит, Ленинград завален снегом и парализован. Молодая женщина по имени Ольга идет пешком через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрет от истощения. Она хочет в последний раз увидеть своего отца, проститься с ним и попросить у него прощения. Этот фильм уже назвали блокадной Одиссеей — зритель вместе с героиней проходит через весь город и видит в том числе то, что не поддается описанию. В отличие от множества коллег, режиссер Андрей Зайцев не прикрывается фразой о «художественном вымысле», напротив, он утверждает, что фильм представляет собой воссозданную «документальную реальность». Показ трейлера фильма — со сценой, в которой обезумевшие от голода люди пытаются расхватать высыпавшийся из санок хлеб, предназначенный для детдомовцев,— вызвал шквал критики в Сети. Премьера фильма была запланирована на 9 мая 2020 года, однако из-за пандемии перенесена на 27 января 2021 года, годовщину снятия блокады.
— У вашего фильма несколько литературных источников: воспоминания поэтессы Ольги Берггольц, а также «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Как эти разные форматы между собой уживаются? И почему вообще вы решили снимать этот фильм?
— Основой для сюжета послужили «Дневные звёзды» Берггольц, а толчок, вдохновение, желание — это «Блокадная книга» Адамовича и Гранина. Она дала мне сильнейший эмоциональный заряд — я просто шок испытал, потому что там систематизировано все, что возможно сказать про блокаду. И там везде прямая речь — сами блокадники рассказывают про свой быт, как они выживали, что готовили, чем питались… Очень много деталей. Когда в этот мир погружаешься, то ощущаешь невероятную концентрацию человеческого страдания на каждой странице. Я испытывал такую боль от всего этого, что стало ясно — я должен снять об этом кино. А вот автобиографическая повесть «Дневные звёзды» Ольги Берггольц более камерна, интимна — она пропитана любовью к отцу. Это тоже без слез читать невозможно. У нас всех есть родители, и для нас эти эмоции очень близки, понятны, поэтому, конечно, это одна из главнейших тем в фильме. Мне так важно было найти особенного актера на роль отца, и я сразу знал, что это будет Сергей Дрейден. Я очень надеялся, что он даст согласие, потому что именно к такому отцу, которого сыграл Дрейден, дочка может идти, умирая от голода, пешком, через весь город.
— Скажите, а вы сами когда впервые узнали о блокаде? Помните свое первое знакомство с этой темой?
— Мне было 16–17 лет. Я был в Питере, гостил в чьей-то квартире, прилег на диване. А там комната — очень вытянутый такой питерский «пенал». Я смотрю в потолок и вдруг понимаю, что скорее всего здесь много лет назад так же лежал когда-то человек и умирал. Возможно, мальчишка — такой же, как и я. У меня сейчас все хорошо, а он страдал. Я не знаю, откуда у меня возникли эти мысли, не понимаю, в какой момент это зерно попало в меня. Может быть, это советская школа — я не знаю. Но это ощущение я помню очень точно, и эту мысль я запомнил. Значит, уже тогда все это было заложено, что и привело в итоге к фильму.