Как на Украине меняли правительство и что из этого вышло

ОгонёкОбщество

Перезагрузка проблем

Как на Украине меняли правительство и что из этого вышло

Юрий Ткачев, Одесса

Президент Зеленский огласил претензии к работе Кабмина на заседании парламента. Фото Reuters

О возможной отставке премьерминистра Украины Алексея Гончарука и возглавляемого им Кабмина поговаривали уже давно — после появления первых социологических опросов, свидетельствующих о стойком падении рейтингов новой власти еще в конце осени 2019 года. Разговоры поначалу выглядели несколько странно: вроде при инаугурации правительства ему был гарантирован как минимум год стабильной работы, к тому же все помнили эйфорию по поводу «новых свежих лиц» и оптимистичных ожиданий «старта реформ». Впрочем, ситуация быстро и не в лучшую сторону менялась, а вместе с этим крепли ощущения неизбежного: у президента Зеленского просто не останется другой возможности исправить положение, кроме как сменив главу и повесив на Кабинет министров ответственность за «несбывшиеся мечты».

Ощущения переросли в уверенность после другого важного кадрового решения: смены главы Офиса президента (об этом «Огонек» подробно рассказывал в публикации «Кто ближе к телу» в № 7). А в последнюю неделю февраля о готовящейся смене премьера и состава Кабмина заговорили уже предметно — с обсуждением персоналий возможных кандидатов на высокие должности в публичном поле. Начало этому обсуждению положила известный политический обозреватель Соня Кошкина, опубликовавшая в возглавляемом ею издании «Левый берег» заметку о том, что Гончарука решили сменить на Сергея Тигипко — бывшего лидера партии «Сильная Украина» и вице-премьера при Януковиче. По ее словам, решение о назначении Тигипко утверждено «на 99 процентов».

К данной публикации, правда, многие отнеслись скептически и, как показала практика, не зря. Однако сама мысль о том, что перспектива отставки Гончарука стала из гипотетической вполне реальной, вошла в общественно-политическую дискуссию на Украине именно после этого. В начале марта стало известно и имя наиболее вероятного кандидата в премьеры: на эту должность большинство осведомленных обозревателей прочили вице-премьера и министра развития территорий Дениса Шмыгаля.

Впрочем, интрига сохранялась до последнего: до вечера 3 марта, когда спикер Верховной рады Разумков заявил о поступлении в аппарат парламента заявления об отставке Гончарука. Дело в том, что просто уволить премьера ни Зеленский, ни Верховная рада не могли: у Кабмина был годовой «иммунитет» от подобных решений, так что для перезагрузки власти требовалось именно заявление Гончарука об отставке. Его он (в теории) мог и отказаться написать. Но и после этого финальной развязки ждали еще сутки — до самого момента голосования за отставку Кабмина и назначения нового премьера, поскольку формат перемен оставался неясным. Допускалось, что Зеленский не решится пойти на масштабные кадровые решения и предпочтет отделаться малой кровью, например ограничится заменой нескольких наиболее оскандалившихся министров, сохранив «рамку» Кабмина в целом. Но малой кровью не обошлось.

За что сняли Гончарука?

Как это часто бывает в украинской политике, роспуск Кабмина произошел не по какойто одной конкретной причине, а из-за комплекса факторов как публичного, так и непубличного свойства. Главное, пожалуй, это все-таки непопулярность Гончарука в народе. Незадолго до отставки премьера Украинский центр экономических и политических исследований им. Александра Разумкова показал: Кабмину не доверяют 64,5 процента граждан Украины, а в сентябре 2019 года таких было лишь 21,8 процента. Хуже того: упал и рейтинг самого Владимира Зеленского: число доверяющих ему сократилось с 79,4 процента опрошенных в сентябре до 51,5 процента в феврале. И это понятно: по сути, вся политическая власть в стране сосредоточена вокруг фигуры Зеленского, и неудачи любых органов этой власти так или иначе будут сказываться и на его популярности.

В своем выступлении в Верховной раде перед голосованием за отставку Кабмина президент Зеленский перечислил претензии к правительству: проблемы с наполняемостью бюджета из-за непредсказуемого изменения курса гривны, спад промышленного производства, низкий уровень доходов граждан, в первую очередь пенсионеров, рост задолженностей по зарплатам, отсутствие обещанного снижения тарифов на коммунальные услуги и так далее. Прошелся Зеленский и по отдельным направлениям. Досталось, в частности, таможне (которая, по словам Зеленского, должна собирать деньги в бюджет, а не лайки в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), здравоохранению в связи с чрезмерным форсированием второго этапа медреформы, к которому не готовы ни власть, ни сами медучреждения («Куда мы спешим и летим? С таким подходом реформа летит в стену!»), а также правоохранителям, которых Зеленский упрекнул в отсутствии результатов расследования резонансных уголовных дел и ярких успехов в борьбе с коррупцией («У нас уже шесть органов, чтобы обеспечить порядок. Скоро будет семь нянек, у которых дитя без глазу».) Зеленский пообещал подарить правоохранителям календарь (намекая на срок, в течение которого им не удалось добиться ярких успехов) и Уголовный кодекс.

Однако и непубличные факторы также сыграли свою роль. Как уже писал «Огонек» (см. материал «Разброд и влияние» в №1), власть на Украине до недавнего момента делили между собой несколько влиятельных группировок, связанных как с внутриукраинскими (вроде олигархов Игоря Коломойского и Виктора Пинчука или министра внутренних дел Арсена Авакова), так и с внешними игроками. Гончарук был классическим представителем как раз «внешней» группы влияния, ориентированной на западные грантовые фонды и стоящие за ними фигуры. Однако у нового главы администрации Зеленского Андрея Ермака определенно имелось иное представление о желательном составе «акционеров» проекта «Слуга народа»: в частности в этот список предполагалось включить еще одного олигарха, Рината Ахметова.

Ахметов нужен Зеленскому (а точнее, Ермаку) сразу по нескольким причинам. Во-первых, его можно рассматривать как своеобразную антитезу Коломойскому, чьи амбиции в плане влияния на происходящее в государстве «напрягают» уж слишком многих. («В отличие от Коломойского Ахметов вообще не выступает с заявлениями политического характера, не говоря уже о скандальных»,— считает политолог Вадим Карасев.) С другой стороны, Ахметов не завязан напрямую на Вашингтон, а точнее на Демократическую партию США, как тот же Пинчук. С третьей стороны, дружба с Ахметовым, все еще имеющим определенное влияние на Донбассе, важна для Зеленского, не без оснований считающего урегулирование кризиса на востоке страны своей ключевой задачей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусство подкожно Искусство подкожно

Почему татуировка становится языком современного искусства

Огонёк
Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей

Отрывок из книги Джошуа Дэвида Стайна «Для меня он был просто папой»

РБК
Легенда об айве Легенда об айве

О тонком аромате под толстой шкурой

Огонёк
Братья Электроники Братья Электроники

Владимир и Юрий Торсуевы – актёры, предприниматели и, конечно же, мотоциклисты

Мото
Таёжное проклятие Таёжное проклятие

В начале 1930-х в Кремль стали поступать тревожные сообщения с Дальнего Востока

Дилетант
Анат Гайгер: «Когда есть танец энергий Инь и Ян — случается магия» Анат Гайгер: «Когда есть танец энергий Инь и Ян — случается магия»

Анат Гайгер, преподаватель направлений Хатха, Виньяса, Инь-йога

Yoga Journal
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Элио Гуариско: «Когда мы практикуем йогу, у нас должно быть понимание присутствия» Элио Гуариско: «Когда мы практикуем йогу, у нас должно быть понимание присутствия»

Элио Гуариско — о том, как практикует йогу и что главное в тибетских текстах

Yoga Journal
Сытная гамма Сытная гамма

О паре продуктов, которые не только насытят, но и распахнут горизонты творчества

Огонёк
Большая бухарская палатка Большая бухарская палатка

Палатка, подаренная императору Александру III эмиром Бухары Абдулахад-ханом

Дилетант
Управляемая Конституция Управляемая Конституция

Как российская власть 27 лет обходилась без правки Основного закона

Огонёк
Врачи подтвердили полное избавление «лондонского пациента» от ВИЧ Врачи подтвердили полное избавление «лондонского пациента» от ВИЧ

Это второй случай в истории, когда пересадка костного мозга смогла вылечить ВИЧ

N+1
Целительная сила «мелочей» в эпоху большого стресса Целительная сила «мелочей» в эпоху большого стресса

Глобальные, пугающие события и проблемы выбивают нас из колеи

Psychologies
Новый знакомый Новый знакомый

Из шести кубиков Lego 2x4 можно собрать 915 млн различных комбинаций

Популярная механика
Доход с разумным риском Доход с разумным риском

Специалисты советуют инвесторам-физлицам повышать уровень финансовой грамотности

РБК
Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии

«РР» нашел эксклюзивные документы

Русский репортер
Пора научиться поддерживать любимых людей в трудных ситуациях Пора научиться поддерживать любимых людей в трудных ситуациях

Давайте будем откровенными, смерть беспокоит всех

GQ
Сергей Янчуков: «Деньги здесь не быстрые, но мы осознанно инвестируем миллиарды» Сергей Янчуков: «Деньги здесь не быстрые, но мы осознанно инвестируем миллиарды»

Что такое развивать бизнес в забайкальской тайге и как помогает государство

Forbes
Наследники замкнутого цикла Наследники замкнутого цикла

Селенгинский ЦКК обладает уникальной технологией замкнутого водооборота

Эксперт
Лучшие детективы с непредсказуемой развязкой: список книг, от которых невозможно оторваться Лучшие детективы с непредсказуемой развязкой: список книг, от которых невозможно оторваться

Готов погрузиться в атмосферу загадок и тайн?

Playboy
Учимся управлять своими деньгами Учимся управлять своими деньгами

Майкл Кей предлагает авторский подход к управлению деньгами

Psychologies
Александр Робак Александр Робак

Он стал всего лишь самым узнаваемым актером, а ведь мог стать металлургом

Maxim
Что общего у космонавтов и видеоблогеров Что общего у космонавтов и видеоблогеров

Как разговаривать с ребенком, который мечтает о модной профессии

СНОБ
Непростая судьба советской «инвалидки» Непростая судьба советской «инвалидки»

Знаешь почему ее прозвали «моргуновкой»?

Maxim
Пандемия и немного нервно. Кое-что о новой повседневности Пандемия и немного нервно. Кое-что о новой повседневности

Звучит банально, но — по возможности избегайте паники

СНОБ
Поездка за границу с детьми: как облегчить отпуск Поездка за границу с детьми: как облегчить отпуск

Няня поможет разгрузить вас от рутинных дел, связанных с детьми в поездках

Мама и малыш
«Есть кэш — ты Бог»: миллиардер Игорь Рыбаков о правилах бизнеса в кризис, удаленке и «черных лебедях» «Есть кэш — ты Бог»: миллиардер Игорь Рыбаков о правилах бизнеса в кризис, удаленке и «черных лебедях»

Игорь Рыбаков о пандемии и качелях в финансовом мире

Forbes
Степан Гаврилов: Опыты бесприютного неба Степан Гаврилов: Опыты бесприютного неба

Сноб» публикует первую главу книги Степана Гаврилова «Опыты бесприютного неба»

СНОБ
Что такое апсайклинг и почему вам стоит узнать о нем больше Что такое апсайклинг и почему вам стоит узнать о нем больше

Апсайклинг – один из способов проявить свою осознанность

GQ
«Дети знают, что мама работает блогером» «Дети знают, что мама работает блогером»

Интервью с Валерией Чекалиной, одним из самых успешных блогеров страны

OK!
Открыть в приложении