«Наш голос будет другим»
В итальянской политике горячая пора — время воплощать итоги парламентских выборов в портфели и кресла. О том, как он распорядится капиталом, полученным в день голосования 4 марта, «Огонек» расспросил лидера правого блока Маттео Сальвини, чья победа стала одной из сенсаций нынешних выборов
Выборы в Италии позади, но борьба в самом разгаре: победителями считают себя как показавшее лучший результат среди партий «Движение 5 звезд», так и Правый центр — он лучший среди предвыборных блоков. При этом их лидеры (и кандидаты в премьеры) Луиджи Ди Майо и Маттео Сальвини договариваться не спешат, ссылаясь на избирателя — он, мол, у них слишком разный. «Огонек» подробно описал эту коллизию (см. № 5, 7, 11 за 2018 год), но отказаться от возможности задать ряд вопросов новоиспеченному лидеру правых Маттео Сальвини не смог. В ходе беседы (на нее были приглашены корреспонденты ряда иностранных изданий) было нелегко распознать, где новая звезда итальянских правых говорит как глава будущего правительства, а где — как политик, так и не вышедший из избирательной кампании. Впрочем, в этом, возможно, вся соль момента: новые выборы, как известно, остаются одним из возможных сценариев выхода из поствыборного тупика.
— Вы претендуете на пост премьера от правого блока, но поддержки в парламенте вам не хватает. Где вы ее ищете? С кем намерены формировать правительство?
— Мы работаем, чтобы дать Италии правительство на основе общей программы правого центра, и открыты к предложениям, но только на этой основе. Было бы знаком неуважения к электорату приглашать к сотрудничеству тех, кто проиграл выборы. Так что нам не подходит правительство с Ренци, Джентилони, Миннити (лидеры левого центра: Маттео Ренци — экс-премьер и экс-глава Демпартии, Паоло Джентилони — глава уходящего в отставку кабинета, Марко Миннити — глава МВД в этом кабинете.— «О») и иже с ними. Я говорю это от имени всего блока, кандидатом от которого на пост премьера являюсь.
— Комбинаций для создания правительства у вас не так много. Одну — с Демпартией — вы отвергаете. Остается другая — с «Движением 5 звезд». Это вам подходит? Вы готовы к коалиции с Луиджи Ди Майо?
— Видите ли, у нас с ними существенная культурологическая разница. Мы хотим стимулировать труд и сокращаем налоги, чтобы те, кто создает рабочие места, могли создать их еще больше. А в «Движении 5 звезд», как я понимаю, больше ставят на пособие по безработице, чем на развитие (в центре программы «Движения 5 звезд» — «доход по гражданству», гарантированное минимальное пособие.— «О»). Важно, чтобы Италия двигалась, работала, производила. Да, помогать тем, кто нуждается, надо. Но безусловная помощь всем, кто сидит дома,— модель, абсолютно противоположная той, что мы предлагаем.
— Коньком вашей кампании стало обещание ввести единый 15-процентный подоходный налог. При этом вы ссылались на успешный опыт России с аналогичным 13-процентным налогом. Итальянские экономисты, однако, доказывают, что подобные налоговые послабления стране не по средствам.
— Единый подоходный налог позволит вывести из серой зоны порядка 21 млн итальянцев, которые сейчас вообще налогов не платят. Это шанс вернуть деньги, которые сейчас либо в тени, либо выводятся за рубеж. Вы знаете: налоги в Италии — одни из самых высоких в Европе, а с 15-процентным налогом, я уверен, страна станет привлекательной для множества предприятий, которые обосновались за рубежом из-за поборов и бюрократии. Если эти препоны убрать, у Италии, где лучшие в мире жизнь, еда и питье, конкурентов не будет.
Мы также намерены отменить ненавистный закон Форнеро (он среди прочего увеличил пенсионный возраст.— «О»), вернуть стабильную занятость взамен навязанного Брюсселем гибкого рынка труда (речь о реформе трудового законодательства Маттео Ренци.— «О»). Наши прогнозы показывают, что после этих перемен к 2022-му отношение госдолга к ВВП снизится, а пресловутое 3-процентное соотношение (дефицит бюджета каждой из стран ЕС ограничен 3 процентами ее ВВП.— «О») будет соблюдено. Но если ради роста экономики придется нарушить на несколько десятых процента европейский стандарт, для нас это проблемой не будет. Важно, чтобы Италия вновь стала мотором Европы.