Режиссер «Русалки» знает, что такое русский ужас

ОгонёкРепортаж

«На съемках хоррора всегда хохот»

12 июля в прокат выходит фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» Святослава Подгаевского (киностудия Кит и QS Films). Режиссер рассказал «Огоньку» о судьбе российского хоррора, технологиях производства и борьбе с нелогичностью сюжета

Русский хоррор не сразу пришел к успеху (кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»)

Для Святослава Подгаевского «Русалка» — уже четвертая работа в жанре хоррора. Он стал первым режиссером отечественных фильмов ужасов, которые окупились в российском прокате. Как вывести на рынок русский ужас, выяснил «Огонек».

— Вам на своих съемках страшно?

Святослав
Подгаевский, 
режиссер

— Нет, там мы хохочем очень часто, шутим. На «Русалке» постоянно прикалывались над песней Наташи Королевой «Дельфин и русалка». Например, идет герой по душевой, сзади крадется русалка. И мы придумываем: он оборачивается, а там, допустим, Игорь Николаев протягивает ему рюмку и говорит: «Выпьем за любовь». Я не знаю, как делают комедии, там вряд ли смеются, там, наверное, тишина и сосредоточенность. А вот на фильмах ужасов все просто лежат от хохота. Это еще и разрядка такая, потому что все-таки не очень комфортно психологически.

— «Русалка» — ваш четвертый фильм в жанре хоррора. Что самое сложное при съемках таких фильмов?

— В «Русалке» технологически сложные съемки, связанные с водой: затопление машины, затопление дома, дно озера… Мы привлекли отечественных специалистов по подводным съемкам, команду оператора Григория Яблочникова. Снимали в сентябре, было холодно, вода градусов 5–7, актеры и съемочная группа постоянно по колено в воде, все стали простужаться. Мы построили бочки 200-литровые, вмонтировали туда кипятильники — это к вопросу о российской смекалке! — дешево и сердито. Кипятильники нагревали воду, получались такие большие батареи в палатках — актеры между дублями туда забегали и грелись. Правда, потом очень сложно было их оттуда выгнать. Конечно, все были в гидрокостюмах под одеждой, но это спасало ненадолго. А актриса, которая играла монстра,— на нее ведь гидрокостюм не надеть, она так в голом виде под водой и торчала. Зато была такая синенькая, что стала похожа на настоящего монстра. Потом еще оказалось, что не все актеры способны выдержать глубину 2 метра: вода давит на барабанные перепонки и голова начинает дико болеть…

— А требовалось больше 2 метров?

— Да, чтобы было удобно снимать, надо опуститься метра на три, и актеры прошли курс подводного плавания, узнали, что нельзя резко всплывать, как потом выдыхать,— в общем много важных деталей. В этих подводных съемках самая важная составляющая — доверие. У каждого актера был страхующий водолаз, но его сквозь толщу мутной воды не видно, хотя он рядом, а когда потребуется, даст загубник подышать воздухом. Нужно это понимать и быть спокойным, а если начать волноваться, метаться, всплывать, можно захлебнуться. В общем, это все было сложно и волнующе.

— Эти сложные технологии повлияли на бюджет фильма?

— Ох, бюджет — это всегда гонка между «хочется» и «возможно». Была сцена с затоплением машины, когда она изнутри заполняется водой, а не снаружи, как обычно. Сцену эту мне очень хотелось сделать, но она сложная сама по себе. Оказалось, машины так сконструированы, что они готовы только внешнее давление выдерживать, а не внутреннее. Пришлось дорабатывать, укреплять. Все окна и двери мы заварили, срезали крышу, чтобы актерам было комфортно там находиться, потому что в замкнутом пространстве, наполненном водой, конечно, никому быть не хочется. Вышла очень дорогая сцена. Уже на съемках все пошло не так: машину стало разрывать, не хватало воды, но это один из примеров, когда мы все-таки смогли уложиться в наш бюджет. Это моя любимая сцена в фильме, хотя она идет секунд 40, а делали ее весь съемочный день.

— Применение всех этих технологий помогает зрителей пугать как-то покачественней, да?

— Вы знаете, в фильме много бу-эффектов, но это поверхностный слой, стандартный. Есть моменты, где будете вздрагивать. Но страшнее всего не то, что сейчас что-то выскочит, а именно потеря близкого человека и страх перед водой. Вот два глубоких, укорененных страха. Есть в «Русалке» серьезная мелодраматическая линия. Это во многом кино про любовные отношения между мужчиной и женщиной, любовный треугольник. Мелодраматический хоррор даже больше фантазийная история про двух людей, в отношения которых вмешивается третий, пусть даже монстр.

Вообще, в мифе о русалке я увидел историю о человеке с разбитым сердцем. По русским преданиям девушка, которую бросал жених перед свадьбой, шла и топилась и превращалась в монстра. И этот монстр заманивал мужчин в образе красивой девушки, мучил их и утаскивал на дно. Но это еще и история о прощении: стоит ли вообще бороться за человека, который тебя предал? Героине приходится столкнуться с таким выбором — сначала она вообще не хочет помогать жениху. Но потом приходит на помощь, потому что верит ему.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пузырь замедленного действия Пузырь замедленного действия

На российском фондовом рынке небывалый приток частных брокеров

Огонёк
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Экономический код культуры Экономический код культуры

Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

Ведомости
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Открыть в приложении