Как прыжки с парашютом помогают людям с ограниченными возможностями

ОгонёкСпорт

Доктор небо

На минувшей неделе единственная в мире команда воздушной групповой акробатики, где с парашютом самостоятельно прыгают люди с ограниченными возможностями, поставила новый рекорд. Как лечит небо, узнал «Огонек»

Текст и фото Марина Круглякова

Чтобы собрать такую фигуру в воздухе, нужны годы тренировок

Самолет Ан-28 поднимается в воздух на высоту 4 тысячи метров. Парашютисты, прижавшись друг к другу, «паровозиком» быстро покидают самолет. Яркими пятнами они выделяются на фоне зеленокоричневой земли. Четверо из них держатся за руки, образуя «кольцо». К базе (так называется эта четверка парашютистов) подтягиваются еще 7 спортсменов, выстраивая сложную фигуру. Потом исчезают в облаках, чтобы собрать следующую... Ее мне отсюда, с края рампы самолета, не видно. Но я знаю, если она получится — это будет рекорд.

«Парашютный спорт — самая эффективная форма реабилитации для людей, получивших увечья или имеющих физические недостатки»,— считает Лидия Ардасенова, тренер особенных спортсменов. Ее карьера развивалась стремительно: чемпионка СССР, рекордсменка мира, мастер спорта, за плечами которой более 5 тысяч прыжков... Все изменил 1998 год. Во время подготовки к чемпионату мира ее коллега совершил ошибку, и они столкнулись в воздухе. Парашют Лидии сложился. До земли оставалось 15 метров — 5 секунд падения. И от нее уже ничего не зависело... Удар. Жуткая боль. Множественные травмы и переломы. Врачи не верили, что она выживет, а Лидия стала помогать бороться и выживать другим. Молодым людям, которые будучи здоровыми и полными сил вдруг оказались без ног или рук. После полученных травм сама она прыгать уже не могла, но силу воздействия неба знала: парашютный спорт многим возвращает любовь к жизни. В 2011 году Лидия создала команду парашютистов с ограниченными возможностями.

Они занимаются групповой воздушной акробатикой — построением фигур в свободном падении. Некоторые начинали с нуля, другие прыгали и до знакомства с Ардасеновой. В любом случае путь в небо для каждого был непростым. В команде 16 человек из России и Украины — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Нижневартовска, Твери, Курска, Бердянска... Каждый год парашютисты приезжают на сборы в Подмосковье. В этом году это аэродром Ватулино недалеко от города Руза. Лидия для каждого спортсмена разрабатывает индивидуальную тактику перемещения в воздухе. И это отличается от работы с обычными спортсменами: им держаться в воздушном потоке и собирать фигуры помогают руки и ноги, а если вместо конечности — протез, задача сильно усложняется.

Первый шаг — всегда преодоление страха

Сначала серьезная подготовка на земле. Каждое движение должно быть доведено до автоматизма. В воздухе даже секунда промедления может оказаться фатальной ошибкой. Поэтому отрабатывается все — отделение от самолета, последовательность сбора фигур и перестроений. Управлять своим телом в потоке воздуха ребята учатся в аэродинамической трубе, собирать фигуры — лежа на специальных тележках. Потом многочисленные прыжки, снова и снова — пока все не получится идеально. Вместе со спортсменами прыгают операторы. Они снимают работу команды в небе. На земле запись внимательно просматривает Лидия. Она по секундомеру засекает время выполнения фигур в свободном падении. Потом говорит каждому, какие ошибки были допущены и как их исправить. Парашютисты готовятся к следующему прыжку.

Акробатические задания усложняются постепенно. В этом году команда шла на рекорд по групповой акробатике. Сначала 10 человек совершили три перестроения, составив в свободном падении четыре фигуры. Затем 11 парашютистов, перестроившись, образовали две фигуры. И, наконец, главное в сезоне: 11 спортсменов, два перестроения, три фигуры — это и есть основное достижение. Надо понимать правильно: конкуренты в спину не дышат, поскольку конкурентов нет — никто в мире ничего подобного не делает. Команда Лидии Ардасеновой — единственная такая на свете.

Как убежденно считает тренер и ее подопечные, это одиночество временное: ограниченные физические возможности не мешают покорить небо, просто люди должны об этом знать…

Лидия Ардасенова, тренер команды

Своих подопечных она понимает как никто другой. «Пока человек борется, он живет, как только сдался — умирает»,— считает Лидия. После прыжков в тандеме (с инструктором) новички не только получали массу эмоций, но и переосмысливали свой жизненный опыт

Вячеслав Клец, 49 лет, юрист

Офицер-десантник в запасе. Получил травму, после которой ему ампутировали левую стопу. «У меня в жизни было несколько случаев, когда то, что в принципе было нельзя, оказывалось возможным. В жизни иногда нужно не просто ”летать”, а совершать ”высший пилотаж”»

Александр Бычков, 55 лет

Служил в военнотранспортной авиации, сейчас в отставке. Ногу потерял во время службы в армии, попав в автомобильную аварию. «Мне нравится прыгать. Поднимаешься в воздух, вокруг красиво — небо, облака, приятно выступать на соревнованиях, когда что-то получается и ты добиваешься результата»

Александр Ауров, 34 года, инженер

Александр не слышит, общается с тренером и командой письменно. Прыгать с парашютом начал восемь лет назад. Мечтает освоить еще два вида парашютного спорта — пилотирование и бейсджампинг (прыжки с парашютом с фиксированных объектов)

Алексей Подорожко, 43 года, кинолог

Первый прыжок сделал десять лет назад, уже потеряв после аварии на мотоцикле ногу. «Я не считаю себя инвалидом. Я занимаюсь дрессировкой охотничьих собак и в день прохожу по 15–20 км, причем по пересеченной местности. Все, о чем мечтал, я претворил в жизнь. Думаю, что я счастливый человек»

Андрей Полянцев, 50 лет

Работает в управлении гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям. Во время службы в Афганистане лишился ноги. «Перед первым прыжком помню дикий страх. Когда прыгнул, первая мысль — что я тут делаю, зачем мне это надо? Потом раскрылся парашют и — тишина. Ни звука. И красота»

Екатерина Плюснина, 33 года, кондитер

С рождения плохо слышит. «У нас в городе стоит памятник самолету Ан-24, в детстве я ходила вокруг него и воображала, что лечу. Меня не допускали до прыжков, но я стукнула кулаком по столу и сказала: ”Я прыгну!“ И добилась своего. В свободном падении появляется ощущение абсолютной свободы»

Дмитрий Антонов, 51 год, технолог

Парашютным спортом занимается 35 лет. 15 лет назад на 500-м прыжке при жестком приземлении ему оторвало ступню. После года, проведенного в больнице, вернулся на аэродром. В 2011 году начал заниматься групповой акробатикой в команде спортсменов-парашютистов с ограниченными возможностями

Алексей Алехин, 44 года

Организатор авиационного клуба. У Алексея ампутирована кисть руки. «Всю жизнь мне приходится доказывать — я могу жить и работать на равных с остальными. Я умею владеть своим телом в воздухе, менять скорость движения в свободном падении. Какие после этого у меня могут быть ограничения?»

Юрий Исаков, 50 лет, военнослужащий

Из-за травмы потерял ногу. У него более 600 прыжков. «Я всегда восхищался людьми, которые окружали меня на аэродроме. Они иначе общаются между собой, более внимательны друг к другу, тактичны, доброжелательны. Их объединяет небо, а оно зла не терпит»

Сергей Бестужев, 51 год, руководитель компании

В десять лет лишился ноги — упал под поезд. «После первого прыжка я три дня ходил и улыбался. Сейчас у меня уже около 200 прыжков. В детстве, когда лежал на операционном столе, переживал, что все мои мечты накрылись. Но сейчас я поднялся в небо»

Владимир Глухов, 56 лет

Выпускник Рязанского воздушно-десантного училища. Во время службы в Афганистане лишился ноги. На его счету 1600 прыжков, и почти все он совершил уже после травмы. «В зависимости от того, как человек себя ведет, он вызывает чувство жалости или зависти. Мне завидуют»

Валентин Буйников, 31 год, бизнесмен

С рождения у него нет пальцев рук. «Было нелегко добиться, чтобы мне разрешили прыгать»,— говорит он. У Валентина больше 1700 прыжков, он член сборной России по групповой акробатике и установил в составе команды несколько рекордов России

Сергей Андреев, 58 лет, бизнесмен

В Афганистане потерял ногу. На его счету более 1700 прыжков. «Я начал прыгать, чтобы доказать себе — травма не изменила мою жизнь. Страх перед высотой естественен. Но страх стимулирует. Каждый прыжок неповторим, и меня это привлекает»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы «Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы

Дискуссия о том, почему важно быть внимательным к спортивным травмам

СНОБ
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II

Как проходила панихида по Елизавете II

Правила жизни
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника

Как пищевые антигены запускают иммунную систему кишечника

ТехИнсайдер
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
«Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство «Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство

Фильм «Обе две»: душевный и откровенный разговор о том, что болит у многих

Forbes
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
Гигантский оползень в Гренландии услышали сейсмостанции всего мира Гигантский оползень в Гренландии услышали сейсмостанции всего мира

USO вызвало цунами на исследовательской станции в гренландском фьорде Диксон

ТехИнсайдер
У кошек есть весомый аргумент, чтобы спать на вещах своего хозяина У кошек есть весомый аргумент, чтобы спать на вещах своего хозяина

Зачем кошки спят на вашей одежде?

ТехИнсайдер
Чем заменить Notion: 7 российских альтернатив Чем заменить Notion: 7 российских альтернатив

Приложения, которые помогут собрать все файлы в одном месте и ничего не потерять

VC.RU
Вы когда-нибудь задумывались, как на самом деле звали Чука и Гека? Вы когда-нибудь задумывались, как на самом деле звали Чука и Гека?

Вас никогда не интересовало, как по паспорту зовут главных героев — Чука и Гека?

ТехИнсайдер
О вкусах не спорят, или скованные одной цепью О вкусах не спорят, или скованные одной цепью

На любой органический ресурс обязательно найдётся свой потребитель

Наука и жизнь
Курс на Канны Курс на Канны

Составляем список обязательных к посещению стендов на Cannes Yachting Festival

Y Magazine
Почему волосы выпадают Почему волосы выпадают

Как остановить выпадение волос и простимулировать их рост?

Лиза
4 явления, с которыми вы обязательно столкнетесь на сеансах у психолога 4 явления, с которыми вы обязательно столкнетесь на сеансах у психолога

Что происходит с нами во время работы с психотерапевтом?

Psychologies
Огранка эпохи: как ювелирная индустрия прошла путь от кричащей роскоши до минимализма Огранка эпохи: как ювелирная индустрия прошла путь от кричащей роскоши до минимализма

Вспоминаем, какой была ювелирная индустрия в конце «нулевых»

Forbes
Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры

Физики превратили свет в конденсат Бозе–Эйнштейна с помощью красителя

N+1
Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google

Отрывок из книги «Аптайм. Оптимальный способ управления временем и энергией»

Forbes
Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты

Почему пьяные водители часто выживают в авариях?

ТехИнсайдер
Солист группы «Комната культуры» Евгений Трофимов: Песню «Поезда» я написал за 20 минут Солист группы «Комната культуры» Евгений Трофимов: Песню «Поезда» я написал за 20 минут

Какую песню Евгений Трофимов называет самой «выстраданной»

СНОБ
Открыть в приложении