Первый всероссийский съезд охранников подвел итоги и сплотил ряды

Огонёк

Частично вооруженная армия

Никита Аронов

Технические решения способны облегчить труд охранников, но заменить людей пока не могут. James Leynse/corbis / Getty Images

На минувшей неделе в столице прошел первый Всероссийский съезд руководителей частных охранных структур. Событие знаковое: профессия охранника в России — одна из самых массовых. Ее представителей мы встречаем буквально на каждом шагу, целые деревни уезжают в большие города работать в охране. Чем живет эта многотысячная армия людей в форме и частично с оружием? «Огонек» пытался это понять, поговорив с делегатами съезда и послушав выступления с трибун

— А вы точно аттестованный журналист? Здесь все журналисты должны быть аттестованы,— строго спросил мужчина из соседнего ряда.

Такого вопроса следовало ожидать, ведь сегодня в Москве проходит первый Всероссийский съезд охранников, точнее руководителей охранных организаций. И проходит он в обстановке бдительности.

Зал наполняют мужчины в костюмах. У тех, что постарше, костюмы темно-серые, у молодых — синие. Волосы чаще седые или с проседью, гладко выбритые подбородки, изредка — усы. Все здесь имеют служилый вид и почти все действительно носили погоны: кто в армии, кто в спецслужбах, но чаще — в милиции.

Свой первый съезд в Общественной палате охранники постарались сделать максимально представительным. Мероприятие открывали председатель правления ФКЦ РОС Александр Козлов (на правом фото слева) и сенатор Виктор Озеров (в центре). Фото Кристина Кормилицына

— Я бывший сотрудник уголовного розыска. Куда на пенсию идти, если всю жизнь в погонах. У нас в Саранске, наверное, 98% руководящего состава ЧОП бывшие сотрудники,— признается Сергей Амелькин, глава мордовской частной охранной организации, то есть ЧОО. ЧОП (частное охранное предприятие) звучит привычнее, и эту старую аббревиатуру тоже активно используют, но все же правильнее теперь именно так — ЧОО.

Первый день в гостинице «Измайлово» делегаты съезда обсуждали рабочие вопросы. На второй — собрались в главном зале Общественной палаты уже в торжественной обстановке: с пением гимна Российской Федерации, награждением охранника-героя, спасшего детей при пожаре, и вручением самым достойным региональным ассоциациям охранников знамен.

Бывший полковник милиции, а ныне — главный брянский охранник Игорь Зуевич не скрывает гордости:

— Это знамя подразделения. Будет у меня в кабинете стоять. Только как же я с ним отсюда на метро поеду?

Еще в рамках торжественной части сенатор Виктор Озеров приветствовал делегатов съезда от имени Совета Федерации, зачитывали письмо от министра образования и науки, а зампред комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный выступил с проникновенной пятиминутной речью, о том, что закон о частной охранной деятельности уникальный, но жизнь идет вперед. В зале при этом никто не спал — видные представители профессии привыкли бороться со сном в самых скучных ситуациях.

Хотя скучно не было, местами было даже весело, пусть и торжественно. Например, по ходу выступления «хозяина территории» — секретаря Общественной палаты аудиторию накрыла целая гамма разных ощущений.

«Моя военная специальность — оператор пуска. Я могу запустить десять ракет с шестью атомными боеголовками каждая, но не могу сделать того, что можете вы»,— признался собравшимся Валерий Фадеев, и зал оробел и воспрял одновременно. Но секретарь ОП продолжал: «Мужчины и женщины, работающие в вашей отрасли,— важный резерв вооруженных сил…» На этих словах Игорь Зуевич из Брянска, наверное, вспомнил о врученном знамени.

Про резерв, кстати, слова не пустые. Выступавший после Фадеева генерал Росгвардии Леонид Веденов сообщил, что ведомство всерьез думает включить частные охранные организации в мобилизационный план. И просил присутствующих в зале журналистов об этом не писать.

Вахтеры, полицейские, сторожа

Резерв и правда немалый, ведь в России 1,5 млн частных охранников. Правда, только 668 тысяч из них — официально аттестованные (с лицензиями). Они объединены в 23 тысячи ЧОО и охраняют (напрямую или через пультовую охрану) 1,1 млн разнообразных объектов.

— Однако минимум еще столько же охранников оказывают эти же услуги без лицензии,— объясняет «Огоньку» организатор съезда, член Общественной палаты и председатель правления Федерального координационного центра руководителей охранных структур (ФКЦ РОС) Александр Козлов.— У нас государство достаточно серьезно относится к профессии охранника, потому что его работа связана с ограничением свободы граждан. Охранники должны быть несудимые, не наркоманы, не состоящие на учете из-за алкоголизма, достаточно здоровые и знающие закон. Эти требования заставляют недобросовестных предпринимателей уходить в тень ради экономии.

Схема такая: «недобросовестные» вместо четко регламентированного ЧОО открывают ООО, берут с улицы абы кого, представляя сотрудников сторожами, контролерами, администраторами торговых залов, но оказывая, по сути, охранные услуги. И роняя «планку качества».

— Инструкции так написаны, что всегда можно свалить на конкретного контролера, который что-то недопонял,— поясняет Александр Козлов.

Сначала понятно не очень. Но потом выясняется: обычные сторожа и вахтеры тоже есть. Их, по оценкам ФКЦ РОС, еще около 200 тысяч человек. И они «планку качества» не держат, поскольку этого от них и не требуется.

С другой стороны, есть еще государственные охранники: ведомственные и вневедомственные. Первые раньше относились к полиции, а теперь к Росгвардии. Самые заметные из них — сотрудники Главного управления вневедомственной охраны — люди в полицейских погонах, которых еще недавно можно было увидеть охраняющими какой-нибудь магазин.

— Раньше функции охраны выполняла милиция. Люди во вневдомственной охране носили погоны, имели льготы, выслугу лет, но фактически работали охранниками. Потом государство, видимо, сравнило затраты на социальный пакет и пенсии и осознало, что дешевле нанимать частников,— рассуждает гендиректор тульского охранного холдинга «Барс» Алексей Артемов.

— Они подверглись сокращениям, их убрали с объектов. Фактически они сейчас обеспечивают только пультовую охрану, а физическую — только на объектах, которые в связи с постановлением правительства должны охраняться полицейской охраной,— добавляет Александр Козлов.

Но и это картина не полная. К той же Росгвардии относится, например, ФГУП «Охрана». Но эти люди уже без погон, они «ведут» объекты на основании договора. Еще есть ведомственная охрана различных ведомств: РЖД, «Спецсвязи», «Росатома» и т. п. Некоторые из них пытаются выйти за пределы охраны ведомственных объектов и залезают на чужую территорию — участвуют в тендерах на охранном рынке ЧОО.

Это участников съезда тихо бесит, поскольку у государственных охранников перед частными есть явное преимущество — у них не служебное оружие, а боевое. Второе преимущество юридического характера — некоторые объекты вообще, по закону, могут охранять только государственные охранники. Существующий на этот счет список имеет склонность к расширению, и охранники частные видят в этом одну из главных угроз для своей отрасли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уйди, позитивный! Уйди, позитивный!

Почему пессимистом быть выгоднее

Maxim
Модный марафон Модный марафон

Как и зачем бренд 12storeez выпускает по 12 коллекций одежды в год

РБК
Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд

Промедление с выплатой долга увеличивает его на $0,5 млн ежедневно

Forbes
10 малоизвестных факторов об «Оскаре» 10 малоизвестных факторов об «Оскаре»

Как на протяжении десятилетий менялась премия «Оскар»

Esquire
20 главных тенденций сезона осень-зима 2018 20 главных тенденций сезона осень-зима 2018

Тренды следующего сезона, в которых начинать разбираться советуем уже сейчас

Vogue
В плену стереотипов: почему рекрутеры не нанимают лучших сотрудников В плену стереотипов: почему рекрутеры не нанимают лучших сотрудников

Сфера HR в России полна предрассудков, которые влияют на подбор кадров

Forbes
Local Local

Квартира Константино Хуртадо наxодится рядом с Mercado Central

Seasons of life
15 мыслей Фанни Ардан 15 мыслей Фанни Ардан

Фанни Ардан вспоминает своих любимых мужчин: Депардье, Пруста и Франсуа Трюффо

GQ
Превозмогая невозможное: 5 историй спортсменок, которые вернулись после травм Превозмогая невозможное: 5 историй спортсменок, которые вернулись после травм

Эти девушки – пример невероятной силы духа, целеустремленности и веры в себя

Cosmopolitan
Тайные комнаты Тайные комнаты

Шато во Франции, отреставрированное без финального плана интерьера

AD
Игры разума. Как разбогатеть на интеллектуальных викторинах Игры разума. Как разбогатеть на интеллектуальных викторинах

Как удалось превратить домашнее развлечение для друзей в квиз в 25 странах мира

Forbes
6 способов начать разговор с кем угодно 6 способов начать разговор с кем угодно

Больше ты не будешь одиноко стоять в углу на вечеринке филателистов-агностиков!

Maxim
Генетическая модернизация: развеиваем мифы о ГМО Генетическая модернизация: развеиваем мифы о ГМО

Сегодня мы очень много знаем про ДНК

Популярная механика
Тревожные кнопки Тревожные кнопки

Как защитить ребенка от бурлящих в интернете опасностей

Vogue
Крейг Грин примет участие в Pitti Uomo 94, как приглашенный дизайнер Крейг Грин примет участие в Pitti Uomo 94, как приглашенный дизайнер

Британец едет покорять Флоренцию, итальянец везет Roberto Cavalli домой

Esquire
Каким станет Chloé в 2018 году Каким станет Chloé в 2018 году

Интервью Сьюзи Менкес с креативным директором бренда Наташей Рамсей-Леви

Vogue
Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен

Майкл Кейн завоевал киномир еще в 1960-е

Esquire
Илоново дело Илоново дело

Под давлением космических амбиций хайтек мифология пошла первыми трещинами

Quattroruote
Как по-модному провести «весенние» праздничные выходные в Москве Как по-модному провести «весенние» праздничные выходные в Москве

На выставке Верещагина, во флоатинг-кушетке и с дюжиной устриц

Vogue
Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды

Сможет ли Poiret вернуть былую славу?

Vogue
Дом для миллиардера Дом для миллиардера

Кирилл Писарев зарабатывает на элитной недвижимости по всему миру

Forbes
Сильный Пол Сильный Пол

Пол Смит о том, как оставаться счастливым и независимым

Esquire
Место под кольцами Место под кольцами

Почему для России 13-е место в медальном зачете — не поражение

Огонёк
«Форма воды», «Три билборда» или «Прочь»? Разбираем математику «Оскара» «Форма воды», «Три билборда» или «Прочь»? Разбираем математику «Оскара»

Esquire объясняет, почему предсказывать итоги “Оскара” — бессмысленная идея

Esquire
Держитесь за баранку. В России подорожают машины и появятся новые штрафы Держитесь за баранку. В России подорожают машины и появятся новые штрафы

Весной цены на автомобили вырастут из-за изменения ставок утилизационного сбора

Forbes
Марго Робби — самая темпераментная актриса поколения Марго Робби — самая темпераментная актриса поколения

Она сбежала из Голливуда в пустынную глушь, чтобы не отвлекаться от кино

Vogue
Все, что вы хотели знать о маникюре (но стеснялись спросить) Все, что вы хотели знать о маникюре (но стеснялись спросить)

О вас судят не только по крепости рукопожатия, но и по ухоженности рук

GQ
Новый гид гурмана Новый гид гурмана

Краткий гид по современной гастрономии

GQ
Самая модная девушка в красном — Бланка Миро Самая модная девушка в красном — Бланка Миро

Стилист — о моде, родной Барселоне и главных цветах весны

Vogue
Форма воды Форма воды

Водопады, которые нужно посетить, и легенды о каждом из них

GQ
Открыть в приложении