Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механикаHi-Tech

Кресла вместо бомб

Знакомьтесь: Ту-164! Пока в прессе и сетевых сообществах рассуждают о перспективах создания гражданского лайнера на базе Ту-160, «ПМ» удалось узнать о существовании летного экземпляра бизнес-джета, построенного на базе самого большого в мире бомбардировщика. Все же понимают, что заявления на высоком уровне на пустом месте не делаются…

Текст: Илья Забоев

Идеи создания сверхзвукового пассажирского самолета для VIP-персон на базе боевой машины высказывались неоднократно. Известный факт из истории: легендарный советский высотный истребитель МиГ-25 разрабатывался для перехвата перспективного американского сверхзвукового бомбардировщика XB-70 Valkyrie. Американцы от своей «Валькирии» быстро отказались, и «МиГ» остался практически не у дел. В поисках новых применений советские конструкторы пытались даже приспособить самолет под сверхскоростной бизнес-джет для руководства страны. Однако, оценив возраст и физические кондиции большинства членов Политбюро ЦК КПСС, руководители авиапрома оставили эту мысль.

И далеко, и быстро!

Позже как в нашей стране, так и за ее пределами предлагали построить сверхзвуковой деловой самолет на базе не только Ту-160, но даже менее совершенного Ту-22. Долгое время все это не воспринималось всерьез, но наконец российские конструкторы призадумались, решили рискнуть и даже получили под это финансирование. Так начались работы над Ту-164. Главными проблемами стали скорость и дальность.

Легендарный Ту-144 весь крейсерский участок полета следовал на сверхзвуке, но летал недалеко, менее чем на 5000 км. Такие расстояния для серьезного бизнес-джета малоинтересны. Ту-160 преодолевает дистанции без малого 14 000 км, но его крейсерский режим – дозвуковой, на сверхзвук он может перейти лишь кратковременно, когда двигатели работают в форсажном режиме и буквально пожирают топливо. Для бизнес-джета это тоже не подходит. Таким образом, первым шагом к Ту-164 стала ремоторизация. На замену НК-32 пришли перспективные двигатели НК-244МОД, обеспечивающие сверхзвуковой крейсерский полет, фантастическую экономичность и дальность полета без дозаправки до 9000 км.

Оригинальное решение

«Особенность стоявшей перед нами задачи, – рассказывает сотрудник КБ Иван Затеев, – состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки переработать Ту-160 в гражданскую версию без кардинального изменения конструкции. Иначе пришлось бы создавать что-то новое с нуля, что потребовало бы совершенно других затрат. Как вы знаете, закабинное пространство самолета не представляет собой единый объем. Под пассажирские салоны мы использовали два бывших отсека для бомб и ракет (задача их герметизации нами успешно решена), физически разделенные титановым центропланом и механикой управления геометрией крыла. Таким образом, в полете сообщения между салонами не будет. Можем ли мы считать это недостатком? Ведь ни у одного бизнес-джета такого нет. Так пусть это будет нашей фишкой, нашим преимуществом! Например, если в полет отправляется серьезная государственная или деловая делегация, то передний салон может быть оборудован под нужды VIP-персон, задний будет больше похож на

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Работники отеля описывают жуткие вещи, которые они видели Работники отеля описывают жуткие вещи, которые они видели

Пользователи Reddit делятся страшными историями, которые приключились в отелях

Cosmopolitan
Межпланетная картография Межпланетная картография

Как реконструировать ключевые детали на поверхности далекой планеты

Популярная механика
Странная мода: Странная мода:

6 необычных примеров хирургических вмешательств во внешность

Cosmopolitan
Метательные планеры Метательные планеры

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механика
Girl Power Girl Power

Хоккеистки Молодежной сборной из клуба «Торнадо»

OK!
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Выстрел в ногу: почему запрет Telegram бесполезен для ФСБ Выстрел в ногу: почему запрет Telegram бесполезен для ФСБ

Спецслужбы всего мира напрасно тратят деньги на слежку

Forbes
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
Почему в «Фотоувеличении» Антониони так много моды Почему в «Фотоувеличении» Антониони так много моды

Какую роль играет мода в фильме Микеланджело Антониони

Esquire
Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения

Возможно, скоро мы сможем тренироваться, не вылезая из-под одеяла, прямо во сне

Популярная механика

Парламентский корреспондент Ольга Чуракова о заседании комиссии по этике

Esquire
Удар с небес Удар с небес

Javelin считают наиболее совершенным легким средством против бронетехники

Популярная механика
«Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!» «Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!»

Певицы арт-группы «SOPRANO Турецкого» легко могли бы покорять модные подиумы

Playboy
Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
Опущен занавес Опущен занавес

Как не ошибиться и выбрать правильные шторы?

Лиза
Игра на выезде Игра на выезде

Как увидеть главные матчи ЧМ и разделить эмоции с друзьями

Популярная механика
Картина весны Картина весны

В его блюдах честность и глубина Nordic Cuisine и узнаваемые русские архетипы

Seasons of life
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд

Промедление с выплатой долга увеличивает его на $0,5 млн ежедневно

Forbes
Фантастика в открытом поле Фантастика в открытом поле

Иннополис – город, в котором нет старости

Популярная механика
Северный путь Северный путь

От Ханты-Мансийска до Тобольска

Quattroruote
Инфекция жизни Инфекция жизни

Направленная панспермия в вопросах и ответах

Популярная механика
Железный ящик: как в Новой Москве производят несколько миллионов сейфов в год Железный ящик: как в Новой Москве производят несколько миллионов сейфов в год

Фоторепортаж о том, как работает завод по производству металлических сейфов

Forbes
Зоопарк болезней Зоопарк болезней

На невидимом фронте биомедицины трудятся не только мыши, крысы и макаки

Популярная механика
Вершина озера Вершина озера

Где остановиться в Бурятии и Иркутске, планируя путешествие на Байкал

GQ
Ради тишины и чистоты Ради тишины и чистоты

Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механика
Высокая кухня Высокая кухня

Французская кухня ассоциируется исключительно с изысканной кулинарией

9 месяцев
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Субмарина под кайфом: как перевозят наркотики на подводных лодках Субмарина под кайфом: как перевозят наркотики на подводных лодках

Колумбия — мировой центр экспорта наркотиков

Популярная механика
Открыть в приложении