Безвластный ресурс
После украинских президентских выборов прошла неделя, и стало очевидно: быстрых перемен стране ожидать не стоит, а перспективы «новой Украины», возглавляемой молодым президентом с удачным сценическим прошлым, по-прежнему туманны. У победителя нет четкой программы, команда не сформирована, политический периметр неприветлив, да и проигравший выборы соперник еще месяц будет при власти и способен изрядно оппоненту насолить. «Огонек» вникал в украинские реалии, заглянув даже в… кино.
Победа Зеленского на выборах президента — это не начало новой эпохи, а конец предыдущей. На предвыборных дебатах Владимир Зеленский довольно точно подметил, что его рейтинг — не результат его собственных успехов, а результат ошибок Порошенко. Подобная адекватность оценок делает новому президенту Украины честь. Но сможет ли он правильно воспользоваться сделанными выводами?
Пять лет гордости и любви?
Это не Владимир Зеленский набрал 73,23 процента. Это Петр Порошенко со всеми натяжками и накрутками не смог набрать 25. Курс на милитаризованный ура-патриотизм, украинизацию и декоммунизацию, слепое следование в кильватере западной и в первую очередь американской политики оказался проигрышным. Народ Украины, как выяснилось, не готов терпеть деградацию экономики, нищету и коррумпированность правителей ради эфемерных «реформ» и евроатлантической интеграции.
Именно это и вызывает гнев, разочарование и экзистенциальную тоску у наиболее радикальной части «патриотического» сегмента украинской политики. Та риторика и идеология, которой придерживаются они и которая много лет была доминирующей и буквально единственно дозволенной в масштабах всех страны, внезапно оказалась уделом маргиналов и политических неудачников. «Проиграли мы. Конкретные люди… И каждый, я уверена, имеет свой план на ближайшие два-три года. Кто-то уедет. Потому что жизнь имеет свойство катастрофически быстро проходить, и во многих уже нет ни сил, ни времени, ни ресурсов барахтаться по-новой и бороться за базовые вещи. Кто-то уйдет в свою внутреннюю Монголию, будет рисовать фиалки и фикусы, печь пирожки и смотреть сериалы о любви…» — печально рефлексирует активистка одесского Евромайдана Зоя Казанжи. «Я буду вспоминать эти пять лет с гордостью и любовью. А теперь, как сказала моя подруга, начинаем искать черную ткань для Веселого Роджера и шить паруса!» — добавляет представительница местного Евромайдана, блогер Ирина Медушевская. «Есть граждане по сути, а есть граждане формальные. Их гражданство определяется бумажкой, а не долгом, сердцем и ответственностью. Населения у нас много, а граждан мало. И это надо принять, понять, но не прощать»,— пишет лидер «майдановской» группировки «Совет общественной безопасности» Марк Гордиенко.
В отчаянных попытках сохранить лицо, сторонники Порошенко в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) украшают свои аватарки надписью «25%» — долей голосов, которые набрал пока еще действующий президент. Тем самым они пытаются как бы подчеркнуть свое отличие от «серой массы» поклонников Зеленского, представить себя своего рода элитой украинского общества. Но пока ясно одно: так, как при Порошенко, больше не будет. А как будет?
Характерная особенность политической ситуации на Украине: конец избирательной кампании на президентских выборах одновременно является началом аналогичной кампании, но уже на выборах в Верховную раду, которые состоятся ближайшей осенью. Итоги этих выборов во многом и определят дальнейшую политическую судьбу новоизбранного президента.