Офис в мотеле и деньги других людей: как Марк Рэндольф создавал Netflix
«Все, что я знал в 1997-м, — что хочу основать свою компанию и продавать через Интернет», — вспоминает соучредитель Netflix Марк Рэндольф. Первыми инвесторами стали родители, первый офис располагался в мотеле, а сервер компании постоянно давал сбой. С разрешения издательства «Бомбора» Forbes Life публикует главу из книги «That will never work. История создания Netflix, рассказанная ее основателем».
Проведите достаточно времени, вращаясь в стартап-кругах, и вы услышите забавное сокращение: ДДЛ. Особенно если вы тусуетесь с покрытыми боевыми шрамами предпринимателями, имеющими пару стартапов на фюзеляже: ДДЛ будет подперчивать любые разговоры о компаниях на ранних этапах существования. Иногда оно используется в контексте мудрого совета: «Знаешь самый главный принцип запуска компании? Это ДДЛ». Иногда вы услышите его как осторожное предупреждение: «Я знаю, что вы уверены, но, пожалуйста, придерживайтесь ДДЛ».
Вы можете спросить — а что это?
Деньги Других Людей.
Если предприниматели заклинают вас помнить о ДДЛ, то хотят сказать вот что. Когда речь заходит о финансировании вашей мечты, используйте только чужие деньги. Предпринимательская деятельность — это риск, и нужно быть уверенным, что единственная ставка в игре — ваша шкура.
Вы посвятите всю свою жизнь новой идее. Пусть кошельки для нее открывают другие люди.
Тратя свое время — не деньги — на наш концепт DVD по почте, я следовал собственному совету насчет ДДЛ. Рид — нет. Он согласился вложить два миллиона в качестве стартового капитала. Но через несколько недель изменил сумму. Он не струсил, нет. Просто не хотел быть единственным спонсором.
«Мне нравится идея, но я боюсь, что она может оказаться пустышкой», — сказал он.
«Ты беспокоишься о наших задницах», — сказал я. Рид кивнул.
«У тебя есть склонность зацикливаться на собственновыдуманной собачьей чуши».
«Это не чушь собачья, если ты в нее веришь», — сказал я.
Кстати говоря, это правда. Большую часть своей карьеры в сфере продвижения я безгранично верил в то, что продаю. Даже до Netflix, я сумел убедить многих людей работать на меня за небольшую зарплату или оставить стабильную работу, чтобы впрыгнуть на борт стартапа с невеликими шансами на выживание. Но каждый раз я не просто сотрясал воздух. Я искренне верил в то, что продавал.
Но я понял, что Рид имел ввиду. Просить деньги у других значило заставить нас услышать чужие голоса — людей за пределами «Тойоты» Рида или Pure Atria. Это заставляло нас обосновывать идею.
Это еще одна польза ДДЛ. До того как положить жизнь на новую компанию, неплохо получить чуть больше уверенности в том, что вы не выжили из ума. Убеждая других поделиться деньгами, вы начинаете отличать тех, кто слепо согласен с вами от тех, кто поддерживает вас, трезво глядя на вещи. Я часто советую молодым предпринимателям начинать с того, чтобы спрашивать людей, что они думают по поводу бизнес-идеи, и услышав: «Мне очень нравится!», сразу же продолжать: «Могу я рассчитывать на то, что ты вложишь несколько тысяч долларов?» Отступление бывает столь быстрым и яростным, что Лэнс Армстронг1 рядом с ним выглядит моей бабушкой.
В конце концов, Рид уменьшил свой первоначальный двухмиллионный взнос до 1,9 миллионов. Мы должны были добыть у других оставшиеся сто тысяч.
Просить деньги — это трудно. По-настоящему трудно. Нас научили, что, прося какую-то вещь, мы должны предложить что-то взамен.
Одной из наших первых целей в качестве потенциального инвестора был человек по имени Александр Балканский. В моей жизни он был одним из длинной череды колоритных французов. Следующим был Филипп Кан, мой прежний босс в Борланд Интернешнл, который пришел на собеседование о приеме на работу без рубашки, в беговых шортах «Умбро». Дальше шли Алан Россман, генеральный директор Unwired Planet, и Эрик Мейер, который присоединился к моей зарождающейся компании в качестве технического директора.
Потом еще был Александр — основной игрок в DVD-видео-технологиях. Его компания, C-Cube Microsystems, сделала программное обеспечение для сжатия данных, конверсии аналогового видео в цифровые байты, благодаря чему информацию можно было легко хранить или транспортировать. Мы думали, что в Александре нашли идеального человека: того, кто сможет понять, что мы делаем, и почему это будет работать, чьи глубокие знания могут дать нам ценные инсайты.
Мы с Ридом приехали в его компанию HQ в Милпитасе. Учитывая важность встречи, я слегка приоделся, сменив прогулочные шорты на чистые джинсы, а повидавшую виды футболку на поло. Рид был одет в темные джинсы и белую офисную рубашку. К тому времени я уже не нервничал — мы с партнером стали ветеранами в такого рода вещах и знали: то, что мы предлагаем, стоит того, чтобы его купить. Но когда секретарь показал нам пару кресел в фойе, и никто не вышел через пять, десять, а потом и пятнадцать минут, мы оба слегка вспотели. Я подумал: он решил нас помариновать.