Из Китая с ужасом. Легизм — самая честная и жуткая тоталитарная доктрина в мире
Лучше бы древние китайцы ограничились шелком, фарфором и порохом.
Некоторые китайские философы, описывая переселение душ после смерти в новые тела (данную идею китайцы позаимствовали у буддизма, правда с очень большими купюрами), указывали, что возродиться ты можешь не только в будущем, но и в прошлом, ежели владыка подземного царства сочтет, что это будет подходящим для тебя наказанием. Так вот, если эти рассказы окажутся правдой и, ускользнув от реаниматоров, ты откроешь свои бестелесные глаза перед вислоусым хозяином китайской преисподней, умоляй его как можешь, обещай что угодно, но только пусть он не посылает тебя в эпоху Цинь!
Запомни: Цинь, IV–III века до нашей эры. Что бы ты в этой жизни ни натворил, такого ты точно не заслужил.
Когда люди наслаждаются, они развращаются, а когда они развращаются, рождается лень, поэтому, если управлять людьми путем наказаний, они станут боязливы, а когда они боязливы, не осмелятся творить злодеяний. Если же наставлять людей с помощью справедливости, они избалуются, а когда люди избалованы, рушится порядок. (Здесь и далее «Книга правителя области Шан», перевод С. Переломова)
Цивилизованный мир мог ужасаться, глядя, как миллионы китайцев умирают от голода, потому что весь рис в стране по приказу великого руководителя Мао был посажен в землю на полметра глубже, чем следует. Цивилизованный мир мог хихикать, наблюдая, как китайцы хором гоняются за воробьями по приказу партии. Цивилизованный мир мог недоумевать, гадая, откуда у жителей Поднебесной берутся эти неисчерпаемые запасы покорности.
Но цивилизованному миру на самом деле просто повезло. Большинство рожденных на его территории великих умов, мечтавших построить идеальное государство, умерли от коклюша в колыбели (или их продавали в рабство, как Платона; гноили в тюрьмах, как Кампанеллу; сносили им головы на плахах, как Мору).
А вот китайские устроители идеального государства ухитрились-таки воплотить свои великие планы в жизнь.
Гуань Чжун, Шан Ян, Ли Сы — три основных идеолога легизма, концепции государства, в котором верховенствует закон. Первый из мыслителей заложил основу учения, второй ухитрился применить ее на практике, а третий усиленно поддерживал получившуюся конструкцию на плаву.
Легисты исходили из следующих положений:
- Человек от природы жаден, эгоистичен и ленив.
- Смысл человеческой жизни в том, чтобы создать сильное государство и служить ему.
- Сильное государство может быть только тогда, когда все решает один человек, которому все остальные беспрекословно подчиняются.
- Слово правителя — закон для всех. Он один выше закона.
- Человеком и государством можно хорошо управлять только при помощи страха и боли. Ибо смотри п. 1.
Примерно двести или триста лет легисты писали свои трактаты, ожидая, когда им подвернется под руку правитель, достаточно умный, чтобы оценить всю прелесть и простоту предлагаемой доктрины. Благо правителей вокруг наблюдалось много, все-таки Китай тогда был не единой страной, а несколькими постоянно конфликтующими друг с другом царствами. И вот в 361 году до н.э. в царстве Цинь правителем стал Сяо-гун, человек начитанный и знакомый с идеями легизма. И первым советником он назначил убежденного легиста Шан Яна, которому и поручил навести в своем царстве полный порядок.
В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград. Если наказания будут применяться уже после того, как преступление совершено, невозможно искоренить злодеяния, поэтому стремящийся к владычеству в Поднебесной должен наказывать еще до того, как совершен проступок.
Существует свидетельство, что одним из первых приказов, выпущенных под руководством Шан Яна, было распоряжение выставить у северных ворот города деревянный шест и объявить, что тот, кто перенесет этот шест к южным воротам, получит 50 цзиней золота (примерно 25 килограммов). Горожане, привыкшие с опаской относиться к правительственным распоряжениям, стояли вокруг шеста и чесали в затылках. Прикоснешься к этой деревяшке — а ну как тебя обвинят в корыстолюбии и оттяпают что-нибудь жизненно важное? И вообще, что это за шест такой, зачем его куда-то тащить? Откуда такой несуразный размер награды? Неспроста все это… Но нашелся какой-то доверчивый простак, который взвалил шест на плечо и в сопровождении стражи и зевак потопал к южным воротам. Там ему тут же вручили мешок с 50 цзинями золота.
Толпа впала в транс, рассказ о невиданной удаче простака стали передавать по всему царству, чего и добивался Шан Ян. Таким образом он дал понять, что отныне к правительственным приказам желательно прислушиваться очень и очень внимательно, без размышлений и обсуждений, потому что слов на ветер правитель бросать не будет.