Общемировая эпидемия стресса. Почему в моменты тревоги мозг не дает нам учиться — и что с этим делать
К концу подходит первый месяц учебного года и далеко не всем он дался просто. Как помочь своему мозгу настроиться на учебу, чтобы хорошо запоминать новую информацию, советует СЕО и партнер «Теорий и Практик» Надежда Макова
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее» — одна из самых растиражированных цитат гениального произведения Льюиса Кэрролла. Многие как будто сделали эту цитату девизом по жизни: стали работать без отпусков, назначать встречи встык, отвечать на почту или сообщения в мессенджере в течение первых 5 минут и т. д. В пандемию мир стал еще более VUCA, неопределенность и нервозность обострились до максимума. Истерика коснулась абсолютно всех сфер деятельности и жизни человека. Не обошла стороной и обучение. Несмотря на то что в сети появилось несметное количество платного и бесплатного развивающего контента, люди не смогли инвестировать в это освободившееся время. Причина — возросший стресс и как раз та самая работа на пределе, которая многих из нас просто отучила качественно распоряжаться свободным временем, ведь его просто не было. О том, почему мозг не дает нам учиться в состоянии стресса и какие форматы личного развития выбрать, чтобы справиться с большим давлением кардинальных перемен, рассказала Надежда Макова, СЕО и управляющий партнер платформы «Теории и практики».
Всемирная организация здравоохранения назвала стресс «общемировой эпидемией». По данным ВЦИОМ, доля россиян, постоянно пребывающих в состоянии стресса, с 2010 по 2019 год увеличилась с 3% до 8%. Согласно Национальному институту психического здоровья, ежегодно 1 человек из 75 испытывает панические синдромы. Ученые даже рассчитали его цену: ежегодно затраты на здравоохранение из-за стресса на рабочем месте в ЕС составляют 20 млрд евро, в США — $190 млрд.
Когда человек находится в состоянии стресса, он не может полноценно работать и нормально учиться. Внимание рассеивается, наблюдаются трудности с запоминанием материала, желание узнавать новое стремится к нулю, т. к. все силы организма напряжены до предела. Учиться в стрессе — это все равно что в боксерских перчатках пытаться завязать шнурки. Стресс блокирует мозг и не дает ему выполнять простые алгоритмы.
Важно отметить, что стресс негативно отражается на обучении, только если вызван внешними факторами и не связан с целенаправленным учебным процессом. К примеру, финансисту нужно пройти обучение и сдать экзамен ДипИФР (диплом по международной финансовой отчетности Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров на русском языке). При этом в семейной жизни он переживает кризис. Стрессовая личностная ситуация ослабит способность к обучению и поставит сдачу экзамена под угрозу. Теперь представим, что в частной жизни у студента все стабильно, а стресс вызван реакцией на новизну изучаемого материала, его сложность, которая неотделима в процессе обучения. В этом случае стресс положительно скажется на запоминании нового материала, человек успешно сдаст экзамен и получит заветную «корочку».