«Нужно включать печатный станок»: основатель «Теремка» об ошибках властей и единственном выходе из кризиса
В новом выпуске Forbes Digest основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров рассказал о том, как его бизнес переживает карантин, почему невыгодны сервисы онлайн-доставки, зачем Центробанку включать печатный станок, а также о причинах свертывания бизнеса в США
О психологическом состоянии в кризис
В 1998 году я только начинал бизнес, и на тот момент я не был приучен жизнью к тем вызовам и проблемам, которые встречаются в работе. Но где-то в 2001 году я уже понял, что нужно сбавить обороты и не пропускать через себя все, что происходит, иначе может случиться психологический срыв. Поэтому и нынешняя ситуация для меня — это просто ситуация, в которой нужно ждать окончания карантина и делать ровно то, что можешь сделать сегодня, не строить безумные планы на будущее.
Об онлайн-доставке
Онлайн-доставка составляет 8-10% валового оборота нашего бизнеса. В принципе, это тот же объем, который у нас и был до того, как мы закрылись на карантин. Доставка для ресторанов — это приятное дополнение, она никогда не играла существенную роль. Это капиталоемкий бизнес, и он не то что малоприбыльный, он вообще убыточный. Уровень рентабельности нашего сервиса доставки сейчас минимален, но благодаря доставке мы имеем возможность давать людям рабочие места.
О сотрудниках
Всего у нас работает, может быть, 400-600 человек. Мы сейчас создали справедливую систему для персонала, которая заключается в том, что количество смен на каждого сотрудника ограничено десятью. Теперь нельзя брать переработки, работать 15-20 смен. Мы решили принять такую стратегию в целях сохранения и профессиональных навыков, и рабочих мест. То же самое касается администраторов и управляющих. Если говорить про остальных сотрудников — часть из них мы уволили, еще одна часть ушла в отпуска за собственный счет, а некоторым мы сократили зарплату — в основном, как минимум, на 50%. Других вариантов нет, потому что нет выручки.
О декларациях и петициях
В апреле Федерация рестораторов и отельеров подготовила декларацию, направленную на борьбу с недружественными арендодателями, которые не идут навстречу владельцам ресторанов даже в условиях полной остановки их бизнеса, и разместила ее на своем сайте. Это открытое письмо предлагается подписать как самим рестораторам, так и арендодателям. На данный момент свои подписи поставили представители свыше 8000 ресторанов по всей России.
С помощью деклараций и петиций, безусловно, можно добиться определенного результата. Вопрос лишь в том, какие слова для этого подобрать. Если в требованиях будет прослеживаться манипуляция или вранье — конечно, это вызовет только смех и издевку у тех, кому ты пишешь. Если ты высказываешься твердо и убедительно, подкрепляя свою речь аргументами — однозначно, это даст плоды. Многим бизнесменам сложно просить что-либо у власти, потому что они привыкли всегда быть на коне, не привыкли признавать наличие проблем. В результате они перестают быть убедительными, что, в свою очередь, требует определенного настроя, навыка и понимания.
Я считаю, что предпринимательское сообщество в России неубедительно. Я был свидетелем того, как предприниматели начинали рассказывать о своих достижениях первым лицам, а потом просить их о финансовой помощи. Это больше похоже на детский сад, когда мальчик разбил вазочку, а потом прибежал и рассказал о том, что он на обед съел пшенную кашу, грубо говоря. Такое чинопочитание носит анекдотический характер, на мой взгляд.