Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией?
Сильная сексуальная конституция во все времена была предметом зависти или поклонения, ее могли и прославлять, и подвергать гонениям одновременно. В разные эпохи представления о ее уместности и приемлемости могли меняться, однако можно с уверенностью утверждать, что равнодушных точно не оставалось. Что такое сатириазис и нимфомания и как относятся к этому сексологи сегодня?
Немного истории
Тема секса часто бывает табуирована и из-за этого легко обрастает легендами и стереотипами. Так поведение персонажей из античной мифологии — легкомысленных нимф и страстных распутных сатиров — дало название социально порицаемому поведению.
«Нимфомания» для женщин и «сатириазис» для мужчин какое-то время были диагнозами, которые могли присваивать на основании культурных представлений эпохи о сексуальной норме. Именно поэтому сегодня мы избегаем однозначных суждений при обсуждении этой темы, а сами термины считаются устаревшими, хотя и общеупотребляемыми.
Какое-то время сексологи пользовались понятием «гиперсексуальность», однако сейчас его тоже стараются не использовать, потому что критерии того, что превышает норму и выходит за границы дозволенного, крайне расплывчаты. Действительно, если одному человеку нужно три раза в день, а другому один раз в три недели и это обусловлено физиологией и особенностями сексуальной конституции, то как и зачем вводить понятие нормы в столь тонком и интимном аспекте личной жизни?
Светская этика предписывает верность одному партнеру и регламентирует отношения внутри брака. И когда один из партнеров оправдывает измены особенностями своей половой конституции, это может стать проблемой. Но если взаимных обязательств нет, то что плохого в сексуальном разнообразии и интенсивности?
Насколько все сложно, можно понять из одного интересного клинического случая.
Один художник занимался мастурбацией пять-шесть раз в день, если не мог вступить в полноценный половой контакт. Для него это был способ избавиться от нарастающего сексуального напряжения, которое характерно для всякого здорового мужского организма после оргазмической разрядки. Оно происходит постепенно и для большинства незаметно, но для этого художника было ощутимо и отвлекало от процесса творчества.