Крушение надежд. Как падает российская авиация
Трагедия в Шереметьево приобрела масштабы национальной катастрофы, не только по количеству жертв, но и по последствиям для всего авиастроения страны. Журналист Никита Павлюк-Павлюченко изучил, как руководство авиакомпании и производители самолета пытались выйти из кризисной ситуации
О том, что Sukhoi Superjet 100 — машина как минимум капризная, специалисты, пилоты, да и просто люди, увлекающиеся авиацией, знали давно. Авария, случившаяся в 2012 году во время демонстрационного полёта в Индонезии, теперь кажется чёрной меткой, которую этот самолет получил еще до запуска в серию. Уже после этого случая у «Суперджетов» трескались лобовые стёкла, отказывали топливная и компьютерная системы, двигатели лайнера также работали не всегда идеально.
Но основной проблемой «Суперджета» стало техническое обслуживание и комплектующие. Достать необходимую деталь авиакомпаниям оказалось почти нереально. Некоторые перевозчики, успевшие взять несколько «Суперджетов» в лизинг, были вынуждены докупать еще пару воздушных судов буквально на запчасти. Эксперты шутили: одно дело — собрать в гараже из нескольких автомобилей-доноров ВАЗ, способный выехать на дорогу, другое — докупать новые самолеты, чтобы могли летать старые. Согласитесь, это как минимум невыгодно. Особенно в условиях, когда есть безотказные «Боинги» и «Эирбасы», чье производство поставлено на поток и не зависит от санкций и других присущих российской действительности вещей.
Видимо, надежды на то, что «Сухой» рано или поздно ситуацию исправит, закончились. В феврале единственный европейский эксплуатант — ирландская авиакомпания «Сити Джет» отказалась от «Суперджета». Причина известна: технические неисправности и отсутствие нужных деталей.
Зато у «Суперджета» остался «Аэрофлот». В отличие от своих западных коллег, компания кололась, но продолжала (и продолжает) заказывать российские лайнеры. Сейчас у «Аэрофлота» их пятьдесят. Как стало известно в середине апреля, к 2026 году таких машин в парке у крупнейшего российского перевозчика будет на сто больше.