Фильм, который с полной уверенностью можно назвать самым провокативным

ForbesСобытия

«Нет прецедентов, чтобы женщина-режиссер сняла блокбастер в России»: Нигина Сайфуллаева о «Верности», ревности и феминизме

Юлия Шампорова

tass_33949571.jpg__1572016860__86956.jpg
Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС

На экраны вышла «Верность» — фильм, который с полной уверенностью можно назвать самым провокативным и одним из самых обсуждаемых в российском прокате этого года. Forbes Woman поговорили с режиссером картины Нигиной Сайфуллаевой о том, почему она решила снять эротический фильм в консервативной стране, как найти бюджет на авторское кино и почему «Верность» поддержали исключительно мужчины.

Премьера «Верности» — фильме о кризисе в семейной паре с удивительным для российского кино количеством откровенных эротических сцен — состоялась на этой неделе на главной площадке страны, в кинотеатре «Октябрь». Размах проката по стране — более 800 копий — беспрецедентный для авторского кино. Фильм, поднимающий вечные вопросы — об изменах, ревности, женской сексуальности и отношениям в семье — ожидаемо вызвал общественную дискуссию и даже агрессию со стороны консервативно настроенных зрителей. Специально для Forbes Woman Юлия Шампорова встретилась с автором и режиссером картины Нигиной Сайфуллаевой.

Трансформация из «Ревности» в «Верность», конечно, парадоксальна. Что должно было произойти, чтобы вы начали снимать кино на одну тему, а закончили — совершенно другой?

Я стараюсь отталкиваться от собственных эмоций, неоднозначных переживаний (не событийных, а эмоциональных). Этот навык я вынесла из работы с психотерапевтом как методологию работы в кино. И если с первым фильмом («Как меня зовут») это было чисто интуитивно, то со вторым — уже осознанно. Ведь психотерапия предполагает проработку твоих чувств, которые вызывали неудовлетворение, и твоя задача — их по-новому прожить. Я подумала, это отличный способ выбирать темы для своих фильмов.

Фильм «Верность», который изначально был «Ревностью», появилась потому, что я счастливый — нет, точнее, несчастный — обладатель этого качества. Я подумала, это «отличная» болезненная тема, которая мне совершенно осточертела. Так началась работа над картиной. К счастью, эта тема отозвалась и у моих продюсеров, и у моего сценариста, Любы Мульменко. Она включается в проект, только если ей действительно интересна тема, не по заказу. Это было года четыре назад. Параллельно я пошла к психотерапевту, сказала ей, что меня замучило это чувство — и я хочу с ним что-то сделать. Терапия оказалась настолько эффективной, что вскоре это чувство перестало быть проблемой. Меня отпустило, ушло параноидальное состояние. Некоторая острота ревности мне нравится в отношениях, но когда она не имеет никакого отношения к реальности, это становится больше похоже на паранойю. По сути, ревность и есть паранойя, которая ни на чем не основана, а если тебе изменили, и ты об этом узнаешь, имеет место уже нормальная реакция на происходящее.

В результате исцеления про ревность стало уже не очень интересно снимать. В какой-то момент все это даже показалось глупым, потому что ты абстрагируешься от важной для тебя темы и смотришь на нее со стороны. В итоге, нас полностью унесло в сексуальную идентификацию нашей героини, и мы стали делать, по сути, другой фильм. Начало фильма и завязка сохранились — они связаны с ревностью, но ревность больше не является самой темой, она скорее стала триггером для развития дальнейших событий. Мы никак не могли придумать название для фильма, и только, когда картина была уже смонтирована, Люба и наш режиссер монтажа Вадик Красницкий предложили «Верность», причем все похихикали, потому что слишком рядом оно оказалось с «Ревностью», но настолько парадоксально работает с содержанием фильма, увеличивает его в объеме. Понятие «верность» работает в самых разнообразных интерпретациях. Мы говорим и про суть верности, возможна она или нет, какие чувства испытывают партнеры от ее присутствия в отношениях, и в то же время, к финалу речь идет о верности героини самой себе. Так и получился фильм.

Кадр из фильма «Верность» / WDSSPR

С вашей первой картиной вы участвовали в питчинге «Кинотавра», что и помогло найти деньги на съемки. Как обстояло дело с «Верностью»? Насколько вообще сложно найти деньги на авторское кино в России?

В этот раз у нас не было питчинга в строгом смысле этого слова, поскольку появились друзья, я вошла в профессиональное сообщество, мне не пришлось искать деньги таким образом. У меня есть бессменный продюсер и очень хороший друг, Сергей Корнихин, мы вместе начинали — работали над короткометражным фильмом «Шиповник», в который он вкладывал свои личные деньги. Сергей — лучший друг моего мужа (режиссер Михаил Местецкий, кинорежиссер — прим. авт.), на съемочной площадке у которого мы и познакомились.

Для съемок в «Верности» мы планировали привлечь несколько продюсеров, потому что снимать картину на частные деньги одного инвестора было бы убыточно. Но в какой-то момент выяснилось, что я беременна, и сроки выпуска фильма несколько сместились, и они не совпали со сроками продюсеров, которые планировали поддержать фильм. Но к этому моменту Сергей Корнихин уже выпустил фильм «Я худею» и стал самостоятельным крупным продюсером, так что разговор уже пошел в том русле, что нам больше никто и не нужен, так и получилось: Корнихин сам подал заявку в Минкульт, и мы получили финансирование.

У меня был и другой друг-продюсер, с которым мы сотрудничали по сериалу «Детки», Валерий Федорович — он прочитал сценарий, и сказал, что тоже хочет участвовать в создании фильма. Таким образом, два моих любимых продюсера объединились, вложив туда дополнительные деньги, поскольку снять фильм только на государственные средства невозможно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO

Об особенностях и важности такого простого состояния управленца, как сон

Forbes
Дочь Алсу раскрыла главный секрет своей наставницы в шоу Дочь Алсу раскрыла главный секрет своей наставницы в шоу

Микелла Абрамова впервые рассказала о своем опыте участия в детском «Голосе»

Cosmopolitan
Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера

Разбираемся, кто задает тренды в гейм-индустрии

РБК
Что за цирк! Самые скандальные фрики «Дома-2» Что за цирк! Самые скандальные фрики «Дома-2»

«Дом-2» – уникальный проект во всех отношениях

Cosmopolitan
10 вещей, которые нужно успеть сделать для пожилых родителей 10 вещей, которые нужно успеть сделать для пожилых родителей

Список бесценных вещей, которые вы можете сделать для ваших родителей

Maxim
Тонировке дают сутки. Может ли инспектор заставить отрывать пленку Тонировке дают сутки. Может ли инспектор заставить отрывать пленку

Почему ГИБДД готова смягчить подход к владельцам тонированных автомобилей

РБК
Google и IBM поспорили о «квантовом превосходстве». Кто прав? Google и IBM поспорили о «квантовом превосходстве». Кто прав?

Google достиг «квантового превосходства» — решил задачу за 200 секунд

Forbes
Все золото Питера Все золото Питера

Где в Северной столице получаются самые красивые снимки на фоне осенней листвы?

Лиза
#профессия: режиссер дубляжа — о том, как озвучивают голливудских звезд #профессия: режиссер дубляжа — о том, как озвучивают голливудских звезд

Актер и режиссер дубляжа Евгений Хазов раскрывает секреты своей профессии

РБК
Цирк, березы и ГЭС-2: как Леонид Михельсон меняет культуру в России и мире Цирк, березы и ГЭС-2: как Леонид Михельсон меняет культуру в России и мире

Бизнесмен Леонид Михельсон создает крупнейшее культурное пространство в стране

Forbes
Россия впервые вошла в топ-30 стран рейтинга Doing Business Россия впервые вошла в топ-30 стран рейтинга Doing Business

Россия впервые вошла в топ-30 стран в ежегодном рейтинге Doing Business

Forbes
«Джокер» нравится тем, кто привык винить других в своих проблемах «Джокер» нравится тем, кто привык винить других в своих проблемах

Почему экранизация Тодда Филлипса – вовсе не такая искренняя, как кажется

GQ
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Псевдоинтеллектуал, графоман и соблазнитель девочек: слово в защиту позднего Вуди Аллена Псевдоинтеллектуал, графоман и соблазнитель девочек: слово в защиту позднего Вуди Аллена

В прокат вышел «Дождливый день в Нью-Йорке»

Forbes
Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло

Эстер Дюфло — вторая женщина, получившая Нобелевскую премию по экономике

Forbes
Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году

Букмекеры ставят на писательницу из России, а Джордж Мартин закрывает шорт-лист

GQ
Реформу ОСАГО притормозили: почему страховка не будет дешеветь Реформу ОСАГО притормозили: почему страховка не будет дешеветь

Почему депутаты испугались либерализации ОСАГО

РБК
Как пчел готовят к полету на Луну и Марс Как пчел готовят к полету на Луну и Марс

Космическим колонистам пчелы нужны для опыления выращиваемых растений на Луне

Популярная механика
Идрис Эльба. Мужчина мечты Идрис Эльба. Мужчина мечты

О чем не стоит спрашивать Идриса Эльбу?

Караван историй
Сам себе психолог: 12 шагов к свободе души Сам себе психолог: 12 шагов к свободе души

Обычно психолог представляется волшебником со связкой ключей

Psychologies
Как одеться в стиле «Матрицы» Как одеться в стиле «Матрицы»

Рассказываем, как повторить образ Нео

GQ
Жоэль Диккер: Исчезновение Стефани Мейлер. Отрывок из книги Жоэль Диккер: Исчезновение Стефани Мейлер. Отрывок из книги

Жоэль Диккер написал новую книгу «Исчезновение Стефани Мейлер»

СНОБ
Белоснежка или Рапунцель: проблемы коротких и длинных волос Белоснежка или Рапунцель: проблемы коротких и длинных волос

С какими проблемами сталкиваются обладательницы волос разной длины

Cosmopolitan
Какие наши годы! Какие наши годы!

Мир меняется все быстрее – это касается даже возрастных норм

Grazia
Антон Привольнов: было/не было Антон Привольнов: было/не было

Ведущий «Доброго утра» на Первом раскрыл тайну, чем занимается после работы

StarHit
Почему в ситуации выбора мы ищем обходные пути? Почему в ситуации выбора мы ищем обходные пути?

Почему мы часто не видим выбора вообще или совершаем его как-то странно

Psychologies
Искусство быть первым. Каким мир запомнит Алексея Леонова Искусство быть первым. Каким мир запомнит Алексея Леонова

Ушедший Алексей Леонов навсегда останется символом героической истории

Forbes
7 эффективных способов продлить удовольствие в постели без «волшебных пилюль» 7 эффективных способов продлить удовольствие в постели без «волшебных пилюль»

Дольше = больше удовольствия и более яркий финал

Playboy
Найти свое место в новой реальности Найти свое место в новой реальности

Кого из соискателей при прочих равных выбирают сегодня работодатели?

Psychologies
3 главных причины, почему каждому необходимо завести дневник или блог 3 главных причины, почему каждому необходимо завести дневник или блог

Ведение собственного дневника имеет очень много преимуществ

Playboy
Открыть в приложении