Нет косметике и K-Pop: как феминистки Южной Кореи борются со стереотипами
Пока k-beauty и K-Pop захватывают мир, кореянки избавляются от косметики и протестуют против традиционной женской репрезентации. Рассказываем, как женщины Южной Кореи борются с патриархатом и чем азиатский феминизм отличается от европейского
Бьюти-бунт
В начале 2022 года на улицах Сеула все чаще стали замечать девушек в бигуди — так выражался протест представительниц поколения зумеров против нереалистичных бьюти-стандартов. Прически стали настолько популярными, что образы в бигуди можно было встретить в популярных корейских сериалах «Зов ада» и «Мы все мертвы». Если женщины старшего поколения считают презентабельный внешний вид знаком уважения к окружающим, то, по словам Чон Чже Хи, эксперта по потребительскому поведению из Делавэрского университета, молодые кореянки не хотят жить для других. «Появляясь в метро и ресторанах в бигуди, они демонстрируют, что чужие ожидания и чужое мнение никак не влияют на их внешность», — объясняет Чон Чже Хи.
До того как бьюти-бунт просочился на улицы, волна протестов захлестнула интернет-пространство Южной Кореи. В 2018 году кореянки стали массово отказываться от косметики: выбрасывать палетки с тенями в мусорные баки и срезать длинные волосы, публиковать в социальных сетях фото и видео без макияжа с хештэгом #EscapetheCorset («избавься от корсета»). Сравнивая макияж с одеждой, которая сковывает тело, кореянки выступали за свободу выглядеть естественно. Сотрудница южнокорейского новостного агентства MBC Йим Хен Чжу стала первой телеведущей, которая носит очки вместо линз в прямом эфире. Йим беспокоилась, что зрители возмутятся, что она не старается выглядеть хорошо, но стала получать письма поддержки.
Хотя движение стало популярным, традиционные представления о том, как должна выглядеть женщина, никуда не исчезли. В 2021 году корейскую лучницу Ан Сан, которая завоевала три золотые медали на Олимпиаде в Токио, раскритиковали за короткую стрижку. Вместе с поздравлениями девушка получила в свой адрес оскорбления и пожелания смерти.
Согласно опросу компании Ipsos, проведенному в 2019 году, в Корее красота женщины — более ценный ресурс, чем ее интеллект. Однако достичь корейских стандартов непросто. Например, девушка должна иметь белоснежную кожу. Стремление к бледности уходит корнями в прошлое и связывается с социальным расслоением. Крестьянки, которые работали в полях под палящим солнцем, были смуглыми. Аристократки же не занимались тяжелым физическим трудом и проводили время в помещениях, отчего их кожа была бледнее и ровнее. Помимо требований к оттенку кожи, существуют требования к форме лица. Идеалом считается узкое лицо с небольшим заостренным подбородком в форме буквы V. Обладательницы крупных квадратных или круглых лиц считаются менее привлекательными. Кореянки также стремятся создать эффект больших и распахнутых глаз: чтобы создать складку под верхним веком, которая у людей азиатского происхождения часто не видна, используют специальные клеевые полоски, корректирующий макияж или же прибегают к пластическим операциям. Культ молодости привел к появлению еще одного бьюти-приема — имитации «мешочков» под глазами, которые делают лицо более «детским».
Корейская бьюти-индустрия всячески поддерживает миф о красоте: с юных лет женщин засыпают рекламой, в которой говорится, какими им нужно быть. Ежегодно в Корее делают около 1 млн косметических операций. Часто страну называют мировой столицей пластической хирургии. Согласно исследованию центра Gallup за 2015 год, примерно каждая третья кореянка в возрасте от 19 до 29 лет делала операцию.
В 2018 году академики, художники и правозащитники Кореи объединились, чтобы выразить протест против коммерциализации женской внешности. Азиатский институт и Корейское движение за мир совместно организовали «Марш мира» против культурного насилия над женщинами. Шествие прошло по району Каннам в Сеуле — центру индустрии пластической хирургии.
Южнокорейская бьюти-индустрия, обслуживающая традиционные стандарты красоты, оказалась невероятно востребована за пределами страны. В 2020 году страна стала третьим по величине экспортером косметики в мире — общий объем экспорта оценивался в $10,2 млрд, больше только у Франции ($14,81 млрд) и США ($8,81 млрд). Основными импортерами k-beauty считаются Китай, Япония и США, растет объем экспорта и в другие страны — например, в Россию.
Бунт против традиционных стандартов красоты привел к тому, что в Корее стало развиваться движение Geongangmi. Конганми, или «здоровая красота», отдает предпочтение атлетическому телосложению и смуглой коже вместо привычных худобы и бледности. Впрочем, критики утверждают, что конганми просто заменил старые стандарты красоты новыми, столь же нереалистичными.