Как работает катапультируемое кресло в самолете
Ты знал, что при катапультировании пилотам система фиксирует руки и ноги, чтобы их не сломало потоком воздуха? А о том, что были системы, выбрасывающие летчика вниз? И о том, что у американских самолетов отстреливается кабина целиком?
Идею катапульты современный человек воспринимает как некое общее место. Типа, ну да, есть такая штука. Вон у меня кофеварка имеется, и автомобиль, и чего? Между тем с ростом скоростей это устройство превратилось в настоящий шедевр технической мысли.
Придумали катапульту еще в 1928 году — ее запатентовал румынский изобретатель Анастас Драгомир. Его кресло выбрасывалось из самолета с помощью сжатого воздуха. Однако в те времена никто не был готов всерьез тратится на внедрение таких штук. Пилоту пора сойти? Отлично, пусть себе вылезает на крыло и прыгает. И только когда стало понятно, что больше 10% летчиков в такой ситуации убивает хвостом самолета, а примерно 45% травмирует (статистика ВВС США, 1943 г.) на катапульты стали смотреть серьезнее.
Однако первыми начали серийно устанавливать катапультируемые кресла не американцы, а немцы. В 1942-м их получил Heinkel He 219, поршневой ночной истребитель. Но еще раньше такое устройство испытали на реактивном истребителе: в 1942-м летчик-испытатель Гельмут Шенк совершил первое успешное катапультирование.