НЭП или полицейский коммунизм? Как власти сдержать рост недовольства россиян
У власти, как обычно в российской истории, есть два выхода из кризисной ситуации. Один — вводить нечто вроде «военного коммунизма» с регулируемыми государством ценами, карточками, очередями, распределителями. Второй выход, также исторически известный, — это НЭП, считают социологи Алексей Левинсон и Любовь Борусяк.
На что похожа нынешняя критическая ситуация? Прецедентов не найти. Мы переживали одни экономические кризисы (например, дефолт) очень тяжело, а другие неожиданно легко. Эпидемий, вроде свиного гриппа, сперва пугались, потом вспоминали их с шутками. Но не было ситуаций, когда уже не эпидемия, а пандемия вызывала бы экономический кризис во всем мире, в том числе у нас, а у нас к тому же нарушала бы серьезные политические планы власти. Новым стало и то, что впервые большая часть населения стала узнавать о происходящем не только по телевизионным госканалам. И не только узнавать, но и высказывать свое мнение. Впору подумать, что все это послано для испытания и нашему государству и нашему обществу.
Большое несчастье может привести к объединению людей. Известные положения о нашей соборности, о нашей сплоченности позволяли ожидать именно этого. Но еще накануне старта эпидемии россияне в опросе Левада-центра выразили мнение, что она приведет не к солидарности, а к разобщению людей. Похоже, что так оно и вышло, тем более что именно разобщения потребовали медики и власти.
Добрые люди, помогающие другим, конечно, есть, и их немало, но они не тратят время на ругань в сети. А Рунет кипит. Когда в России первой мишенью коронавируса стала и так ненавидимая многими Москва, появились тысячи постов о том, что наконец-то зажравшиеся москвичи, таскающиеся по заграницам, получили кару небесную. Интернет полон упреков и обвинений. Потерявшие работу возмущаются теми, кто работу сохранил, сидящие дома — таскающимися по улицам, «разнося заразу», даже если этого требует их работа. Все вместе клянут гастарбайтеров, которые не захотели вернуться к себе домой и якобы стали главной причиной распространения инфекции и роста преступности.
Стресс активирует и юмор, хотя и злой. В сети появились тысячи анекдотов: от бытовых («Сидящие дома супруги убивают друг друга гораздо чаще, чем вирус»), до политических, которых, если оценить приблизительно, не менее 2/3. Приведем два типичных:
Власти США, Германии, Британии людям: «Сидите дома!» Люди: «Как?! А жить на что?!» Власти: «Сидите дома, вот вам деньги». Власти России людям: «Сидите дома!» Люди: «Как?! А жить на что?!» Власти: «Сидите дома, вот вам штрафы».