Не только «Золушка»: главная сказочница советского кино Надежда Кошеверова
Волшебные истории главной советской киносказочницы Надежды Кошеверовой очаровали не одно поколение детей и взрослых. За 50 лет работы она сняла более 20 картин, среди них были не только сказки (и не только «Золушка», но именно они вписали ее имя в историю кино.
Разброс тем и стилей в творчестве Надежды Николаевны поразителен: от добрых и наивных мелодрам она с лёгкостью переходила к острым сатирам, а от них – к романтическим и философским притчам. Даже в рамках сказочного жанра она снимала удивительно разные картины.
Все зрители знают ее «Золушку» и «Старую, старую сказку», но Надежда рассказала множество других волшебных историй.
«Черевички», 1944
«Черевички» - первая киносказка в фильмографии Надежды Кошеверовой и первый её опыт совместной работы с замечательным режиссёром Михаилом Шапиро. Уже в этом фильме можно заметить приемы, которые потом станут ее фирменными: погружение во внутренний мир сказочных героев, углубление их личностей и отношений, работа преимущественно с театральными актёрами, мягкая лиричность в образах центральных персонажей, сочетание медленных вдумчивых сцен раскрытия героев и быстрых и динамичных комедийных эпизодов, выбор сценариев, основанных на литературных произведениях, острая сатира на монархический двор. «Черевички» уникальны ещё и тем, что это оперная постановка – но не просто экранизация спектакля, а произведение исключительно кинематографическое: со сложным монтажом в отдельных сценах, с поразительными (для 44-го года) трюками и спецэффектами, с особенной режиссурой отдельных сцен, невозможной для театра. А как эффектно тут выглядят полёты на метле!
Увы, «Вечера на хутора близ Диканьки» 1961 года полностью затмит собою все прочие постановки по этому произведению. Однако «Черевички» - не только яркий дебют Надежды Кошеверовой в жанре киносказки, но и достойный фильм сам по себе: красивый, праздничный и поэтичный.
«Каин XVIII», 1963
Как и великая «Золушка», «Каин XVIII» поставлен по пьесе Евгения Шварца, которую закончил и превратил в сценарий другой великий драматург – Николай Эрдман. Пьеса получилась обличительно, хотя и в ней и проступает лёгкая сказочность и драматические интонации Шварца. Это история про злого короля, который хочет жениться на молоденькой принцессе против её воли, а ещё – атаковать соседские страны взрывающимися комарами, чудом, созданным добрым учёным-профессором.