Не только нитрат аммония: где и отчего происходили мощнейшие неядерные взрывы в истории
За два дня до 75-летней годовщины ядерной бомбардировки Хиросимы, 4 августа 2020, в столице Ливана Бейруте прогремел мощнейший взрыв. Он оставил после себя воронку 40-метровой глубины, разрушил значительную часть порта и серьезно повредил окрестные районы города. Причиной послужило возгорание склада с 2750 тоннами нитрата аммония. Мощность взрыва оценили в 2,1 килотонн (против примерно 20 килотонн в Хиросиме).
Бейрутский взрыв уверенно вошел в десятку мощнейших неядерных взрывов, произошедших за последние два века вне зоны боевых действий. Редакция «Вокруг света» решила вспомнить еще несколько памятных происшествий такого рода и выяснить, что, помимо нитрата аммония, может взрываться с такой силой.
Немного о нитрате аммония и его родственниках
Аммоний — это катион с химической формулой NH4, соединение азота и водорода, соли которого используются в химической промышленности, в частности для изготовления удобрений и взрывчатки. Немалая часть этих солей сама по себе взрывоопасна, что за последние сто с лишним лет неоднократно приводило к катастрофам. Так, хорошо запомнившийся жителям Бейрута нитрат аммония, он же аммиачная селитра, послужил причиной взрыва мощностью 0,73–0,86 килотонны тротилового эквивалента (то есть количества энергии, которое выделилось бы при взрыве такого объема тротила; далее кт), гибели более чем 580 человек и разрушению значительной части порта города Тексас-Сити, шт. Техас, в 1947 году. Эта техногенная катастрофа считается одной из крупнейших в истории США. Тогда все тоже началось с пожара на судне с аммиачной селитрой в трюме: сначала взорвалась она, а потом и хранилища жидких химикатов и нефтепродуктов в порту.
Тот же нитрат аммония в сочетании с сульфатом аммония, запасаемые в качестве удобрения и хранившиеся на складе химического завода BASF в германском городе Оппау, взорвавшись 21 сентября 1921 года, сравняли с землей не только завод но и 800 из 1000 строений в самом Оппау и близлежащие деревни и убили более 560 человек. Звук взрыва был слышен аж за 300 км в Мюнхене, а причиной трагедии, по-видимому, послужило то, что рабочие использовали взрывчатку для раздробления слежавшихся химикатов и в тот раз не рассчитали силу заряда (нет, ну а что, до этого годами так действовали, и всё нормально было). От хранилища остался кратер 20-метровой глубины, а само событие попало в роман А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1927). Мощность взрыва оценивают в 1–2 кт.
В романе Толстого и в его экранизациях описывается грандиозный взрыв за химическом заводе и разрушение ближайшего населенного пункта, которые, правда происходят не из-за нарушения техники безопасности рабочими, а из-за того, что завод оказывается поражен невидимым тепловым лучом инженера Гарина с проезжающего мимо поезда.
Наконец, перхлорат аммония, применяющийся как окислитель в твердых ракетных топливах и как компонент взрывчатых веществ, рванул на заводе компании PEPCON 4 мая 1988 года в городе Хендерсон, шт. Невада, что в 16 км от Лас-Вегаса. Там причиной послужил пожар, начавшийся по неизвестной причине. Он вскоре перекинулся на хранилища химикатов и вызвал несколько взрывов (0,8–1,0 кт), стерших завод с лица земли, выбивших окна в радиусе 15 км, убивших двух работников завода (из семидесяти пяти — остальные успели уехать) и приведших к ранению более чем 370 человек.
Впрочем, помимо соединений аммония мировая химическая промышленность производит много всего взрывоопасного, и иногда случаются катастрофы огромного масштаба.