Построение коммунизма
В КНР с размахом отпраздновали столетие правящей Коммунистической партии. Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин выступил с приветственной речью, тут же получившей в китайских медиа название «исторической».
Столетний юбилей — повод вспомнить не только о великих победах, но и о трагических неудачах, чтобы объективно оценить путь, пройденный китайской Компартией.
«Мы совершили исторический переход от высокоцентрализованной системы плановой экономики к жизнеспособной системе социалистической рыночной экономики, от частичной либо полной замкнутости к всеобъемлющей открытости. Мы достигли исторического прорыва, покончив с относительной отсталостью развития производительных сил, вышли на второе место в мире по общему объему экономики. Мы осуществили исторический скачок, преодолев дефицит одежды и продовольствия в народной жизни» (Си Цзиньпин)
Формирование партии
Вряд ли кто-нибудь из 58 человек, объединившихся в июле 1921 года в китайскую Компартию, предполагал, что КПК установит диктатуру над почти полумиллиардом китайских граждан всего лишь через двадцать восемь лет (в 1949 году). Слишком сложной была задача: гораздо труднее, чем та, что стояла перед их учителями-большевиками, взявшими власть в России уже через четырнадцать лет после образования своей партии.
Китай, был, казалось, беспросветно отсталой страной — гораздо более неразвитой в социально-экономическом отношении, чем Россия. В его экономике сосуществовали все известные истории хозяйственные уклады, а почти поголовно безграмотное население оставалось скованным клановыми представлениями о жизни так же, как три тысячи лет назад. Более того, в отличие от России, Китай находился в полуколониальной зависимости от мирового империализма, да к тому же был политически раздроблен: власть на местах принадлежала олигархам-милитаристам, ведшим между собой гражданские войны. Китайским коммунистам надо было победить и империалистов, и милитаристов, и землевладельцев, и патриархальную знать, и национальную буржуазию. Как же им это удалось?
Образование и развитие китайской Компартии было немыслимо без колоссальной помощи, оказанной китайским сторонникам коммунизма российскими большевиками и руководимым ими Коммунистическим интернационалом (Коминтерном) — идейным и организационным центром мирового коммунистического движения, находившимся в Москве. Именно коминтерновцы (Григорий Войтинский, Гендрикус Маринг, Михаил Бородин и др.), один за другим прибыв в Китай, снабдили молодых радикалов деньгами, внесли решающий вклад в разработку их тактики и стратегии, помогли с организацией как Компартии, так и массового движения. В 1920-е годы КПК быстро росла: к апрелю 1927-го ее численность увеличилась почти в тысячу раз!
Но в апреле—июле 1927 года она потерпела ряд жесточайших поражений. Вожди Националистической партии (Гоминьдана), с осени 1922 года являвшегося союзником Компартии по единому антиимпериалистическому и антимилитаристскому фронту, вместе с генералами гоминьдановской Национально-революционной армии (НРА), разорвав единый фронт, развязали против КПК белый террор. По улицам Шанхая и других городов полились кровавые реки: коммунистам рубили головы без суда и следствия прямо на глазах испуганных прохожих. Всего за восемь месяцев КПК потеряла около четырех пятых своего состава: ее численность сократилась до десяти тысяч человек.
Советское движение в Китае
Коммунисты ответили красным террором, подняв во второй половине 1927 года несколько антигоминьдановских вооруженных восстаний как в городах, так и в деревнях. Но под давлением гоминьдановских войск были вынуждены отойти в труднодоступные горные районы, где развернули борьбу под продиктованными им из Москвы лозунгами советов. Там они стали отбирать землю у имущих, в том числе обычных крестьян, деля ее в уравнительном порядке между всеми местными жителями, включая пауперов и люмпенов. Именно за счет наиболее неимущих слоев партизанская армия КПК, получившая название Красной, да и сама Компартия стали вновь расти.
Во главе советского движения встал один из основателей компартии Мао Цзэдун (1893–1976), получивший поддержку Сталина. В ноябре 1931 года Мао был избран председателем Центрального исполкома (высшего законодательного органа) и главой Совета народных комиссаров Китайской Советской Республики — повстанческого государства в государстве. К тому времени, в конце 1928 года, войска НРА, разгромив милитаристов, объединили почти всю страну, а лидеры Гоминьдана образовали общекитайское правительство в городе Нанкине во главе с генералиссимусом Чан Кайши.