Комплексный подход вместо запретов
Этим летом на прошедшей в Чикаго ежегодной конференции Американского общества клинической онкологии (ASCO 2024) впервые одной из тем дискуссии стал международный опыт использования альтернативной никотинсодержащей продукции с целью снижения вреда и последующего полного отказа от табакокурения. Однако потенциал электронных систем доставки никотина (ЭСДН) изучают и обсуждают не только онкологи, но и ученые и врачи самых разных специальностей. К сожалению, накопленный медицинским и научным сообществом опыт в этой сфере не нашел отражения в опубликованных в июле клинических рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по отказу от табака. ВОЗ продолжает придерживаться подхода, эффект от которого президент РФ Владимир Путин недавно сравнил с эффектом «сухого закона», принятого когда‑то в СССР.
Запреты потеряли эффективность
По оценкам ВОЗ, в мире сейчас насчитывается 1,25 млрд курильщиков. При этом более 60% из них (то есть более 750 млн человек) хотели бы избавиться от этой вредной привычки.
В Глобальном плане действий ВОЗ по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013–2020 годы была поставлена задача снизить на 30% распространенность употребления табака среди взрослых к 2025 году по сравнению с 2010 годом. С того времени ВОЗ выпустила пять докладов о мировых тенденциях в области потребления табака. В докладе 2021 года отмечалось, что только 60 стран — то есть только одна треть из стран, подписавших Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ),— находятся на пути к достижению поставленной цели. В докладе 2024 года указано, что таких стран уже не 60, а 56. При этом в шести странах мира потребление табака растет, а в девяти — не меняется.
Авторы доклада ВОЗ отмечают, что подобная ситуация совершенно неприемлема, и с этим нельзя не согласиться. Вопрос лишь в том, какие подходы в здравоохранении и регулировании позволят исправить эту ситуацию. Россия входит в число стран, в которых за последние годы число потребителей табака снизилось, однако при этом, по оценке ВОЗ, цель по снижению распространенности курения на 30% к 2025 году по сравнению с 2010 годом достигнута не будет. При этом с 2023 года, по оценке ВОЗ, Россия входит в список стран с политикой, «наиболее защищающей население от воздействия табака».
В 2013 году в России вступил в силу Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Под запрет попали курение в общественных местах, открытая выкладка пачек сигарет на витринах, реклама любой табачной и никотинсодержащей продукции, а на упаковках табачной продукции появились надписи о вреде курения и устрашающие картинки.
По данным ВЦИОМа, благодаря антитабачному закону доля курящих россиян за десять лет действительно снизилась — с 41% в 2013 году до 30% в 2023‑м. При этом самый сильный спад был зафиксирован лишь в первые годы действия закона, тогда как с 2016 по 2022 год процент курильщиков даже увеличивался — с 31% до 33%. Доля заядлых курильщиков, выкуривающих ежедневно по пачке сигарет и более, в настоящее время составляет 17% взрослого населения. Среди мужчин заядлые курильщики составляют почти треть (31%). При этом лишь 3% курильщиков готовы бросить в случае повышения стоимости табачной продукции.
Самым высоким стандартом в доказательном здравоохранении международно признаны кокрейновские обзоры. Так, обзор 2016 года включал в себя 77 исследований о влиянии законодательных запретов на снижение распространенности табакокурения. Исследователям удалось найти доказательства снижения уровня распространенности сердечно-сосудистых заболеваний и смертности, однако воздействие запретов на количество респираторных заболеваний, на здоровье новорожденных и на сокращение числа курильщиков и употребления сигарет оказалось не столь очевидно. Более того, «некоторые исследования не выявили какого-либо сокращения вовсе». В еще одном кокрейновском обзоре было продемонстрировано отсутствие убедительных доказательств того, что кампании в массмедиа способствуют снижению числа курильщиков.
Альтернатива запретам
Все вышесказанное указывает на то, что реализуемые в настоящий момент антитабачные меры борьбы действительно принесли свой результат, однако дальнейшему снижению распространенности табакокурения в России более не способствуют. Для того чтобы эффективнее воздействовать на сформировавшееся ядро заядлых курильщиков, не мотивированных на отказ, нужны другие, более гибкие подходы.