За люриком под парусами
Странные чувства теребят меня почти сразу по возвращении из очередной северной экспедиции. Не успеваю толком обработать и каталогизировать гигабайты полевой фотоинформации, как уже «под ложечкой сосёт»: хочу на Север! Сколько раз пытался объяснить себе эту неуёмную тягу. И не мог. Здравому смыслу нормального обывателя (живущего, естественно, и во мне) все приводимые самому себе доводы ненасытного путешественника совершенно противоречат… Один коллега, умудрённый своим «полевым» опытом, сказал мне как-то: «Вспомни альпинистскую молодость и ответь: зачем ты ходил в горы? Впрочем, Высоцкий уже ответил за всех нас:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал…
Не нужно искать причину этой “странной” тяги в некой химии организма, всё дело в новизне — в желании увидеть другую грань».
Когда много лет назад я в первый раз робко постучался в закрытую «дверь», за которой от горизонта до горизонта простиралась Северная Страна, у меня было чёткое желание увидеть самую маленькую птичку из семейства Чистиковых — люрика. «Дверь» открылась, и — о, счастье! — меня впустили, но только люрика не увидел я ещё несколько лет. Зато Страна за этой «дверью» полностью захватила меня и, не давая опомниться, регулярно показывала мне свои восхитительные — новые! — грани. Но я знал: жизнь, протекая по эволюционной спирали, на каком-то витке обязательно сведёт меня с люриком. Так и случилось.
Мой экспедиционный год 2019-й был уже «расписан». Ничто не предвещало форс-мажора, как вдруг от коллег из Мурманска и Санкт-Петербурга поступает предложение — идти на Землю Франца Иосифа, причём собираться срочно! Это означало: отменять текущую поездку и быстро готовиться к другой. Но как было устоять, ведь Земля Франца Иосифа — «родильный дом» для люриков!
Интрига, однако, состояла в другом — на Землю Франца Иосифа надо было идти… на яхте! Да, пересечь Баренцево море с юга на север, пробираясь через шторма и оледенение, предстояло не на ледоколе или специально подготовленном научно-исследовательском судне, а на «щепочке»! Такое сравнение пришло мне в голову, когда я прилетел в Мурманск и, добравшись до порта, увидел её… По иронии судьбы, яхта была пришвартована на том же причале, где на вечной стоянке находился легендарный ледокол «Ленин». На фоне этого гиганта издалека мачта её представилась мне спичкой, а приземистый корпус явил черты спортивного каноэ. Но оказалось, что яхта с философским названием «Alter Ego» — специально подготовленное для плавания в высоких арктических широтах парусно-моторное судно высокой живучести.
По сравнению с другими типами судов, на которых мне приходилось уже ходить по Баренцеву морю, яхта — очень экономичное и безопасное средство передвижения в данной акватории. Экономия достигается за счёт использования паруса на определённых участках маршрута в качестве движущей силы, а также малого числа команды на борту. В критической ситуации, если происходит повреждение паруса, можно перейти на тягу от дизельного двигателя; в корпусе судна есть танки для большого запаса топлива, что позволяет повысить автономность хождения по морю. Без учёта хода под парусом автономность яхты — порядка 45 суток. К преимуществам также относятся способность яхты маневрировать среди малосплочённых плавучих льдов (предопределена конструкцией корпуса и его толщиной) и возможность подойти близко к скалистым берегам островов (из-за малой осадки судна); ведь команда во всех случаях высаживается на морской берег на моторных ПВХ-лодках, у которых почти «нулевая» осадка, но расстояние до высадки — с яхты существенно меньше, чем с традиционных арктических судов.
При моём дальнейшем знакомстве с чудо-яхтой выяснилось, что на её борту с приемлемым комфортом могут разместиться 11—12 человек, занимающих свои спальные места под палубой на полноценных кроватях с мягкими матрацами, вписанных в интерьер конкретной каюты. Койки располагаются в два яруса и распределены по четырём каютам: на носу, на корме и в центре яхты. Для руководителя научной части экспедиции, доктора и меня была любезно выделена самая лучшая трёхместная каюта в центре судна — качка здесь переносится гораздо легче. Сразу скажу, что большая кают-компания позволяла проводить одновременные приёмы пищи и досуговые мероприятия всем участникам экспедиции.
Рядом с кают-компанией располагается небольшой камбуз, оснащённый всеми атрибутами современной городской кухни, а также опреснителем морской воды. Что касается «удобств», то на яхте аж три гальюна с умывальниками и в придачу такой желанный в долгих путешествиях горячий душ! Благодаря отопительному котлу на борту внутри яхты ходишь в футболке. И это в Арктике! В отдельном отсеке сушатся промокшая обувь и одежда всей команды. К слову сказать, подобным наличием «звёзд» (в гостиничной терминологии) может похвастаться далеко не любая яхта, тем более арктического класса. Совладельцы «Alter Ego» и организаторы экспедиции приложили значительные усилия для того, чтобы максимально облегчить трудности длительных морских переходов всем участникам экспедиций.