Василий Поленов — живописец и архитектор
Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) прошёл через увлечение академизмом, стоял у истоков пленэрной живописи в России, был одним из самых ярких художников-ориенталистов и новатором в области театрально-декорационного искусства. Во многих произведениях основополагающую роль играли архитектурные мотивы.
Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи. От матери, Марии Алексеевны, художник, по его словам, «унаследовал страстную любовь к живописи». Его прадедом был крупнейший архитектор и мыслитель XVIII века Николай Александрович Львов. Отец художника, Дмитрий Васильевич, служил секретарём русской миссии в Афинах, участвовал в раскопках. Своим интересом к древнегреческой культуре он увлёк сына. Дмитрий Васильевич познакомил детей и с русской стариной. Поездка Василия в шестнадцатилетнем возрасте с отцом и братом по древним русским городам оказала неоспоримое влияние на развитие архитектурных способностей будущего художника.
В 1863 году Поленов поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1866 году был принят в класс исторической живописи. Одновременно он учился на юридическом факультете Петербургского университета.
За картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Санкт-Петербурга) Василий, наряду с Репиным и ещё тремя выпускниками Академии, получил Большую золотую медаль. К концу академического периода в его полотнах на исторические темы появляются сложные ракурсы, живописная передача фактурной поверхности архитектурных памятников. Поленов настолько преуспел в постижении основ зодчества, что, по словам Репина, «ещё будучи учен[иком] Акад[емии] худ[ожеств], он некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания».
После окончания Академии с золотой медалью Поленов получил право на шестилетнюю пенсионерскую командировку для совершенствования мастерства. За это время он побывал в Австрии, Германии, Швейцарии, Англии, путешествовал по Италии и, наконец, приехал в Париж. Там он сблизился с Алексеем Петровичем Боголюбовым, оказывавшим поддержку пенсионерам Академии художеств за границей. Лето 1874 года по приглашению Репина и по совету Боголюбова Поленов провёл в местечке Вёль в Нормандии, где в разные годы работали известные французские художники. Результатом этой поездки стали этюды с изображением тихих уголков природы: «Белая лошадка. Нормандия», «Мельница на истоке речки Вёль. Этюд» (обе — Музей-заповедник В. Д. Поленова), «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» (ГРМ). В этих наполненных светом и воздухом пленэрных произведениях художник впервые добился той особой звучности цветов, которая позже будет восхищать в его произведениях художников-современников, особенно младшего поколения.
В 1875 году в Париже Поленов увидел работы испанского художника Мариано Фортуни (1838—1874), о которых отзывался как о подлинном откровении. Через увлечение манерой Фортуни прошли любимый учитель Поленова П. П. Чистяков и многие другие художники. В манере Фортуни выполнен один из первых эскизов к монументальному полотну Поленова «Христос и грешница». Действие разворачивается на фоне одноэтажного каменного здания кубической формы. Фигуры людей схематично намечены цветовыми пятнами и кажутся бесплотными, в то время как храм будто вылеплен — такой эффект создают размашистые мазки, обозначающие тень от кипариса слева.
Во время пенсионерской поездки Поленов работал над историческими картинами, изображение архитектуры в которых имело первостепенное значение. Это подтверждают слова Репина: «Будучи пенсионером Ак[адемии] х[удожеств] в Париже в 1872-3-4-5 и 6-м годах он (Поленов. — Прим. Д. М.) начинал много картин архитектурного характера, б[ольшей] ч[астью] Ренессанса и готики. Затевались драмы внутри дворцов и замков; красивые залы, дивно освещённые, великолепные троны, колонны — картины грандиозные и совсем готовые, оставались только люди... И тут художник охладевал, бросал все чары Средневековья и забывался в природе, писал пейзажи...»
Первое крупное произведение, выполненное Поленовым в Париже, — «Право господина» (1874, ГТГ). О возникновении замысла картины художник вспоминал: «Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки. Бродя по развалинам рыцарских “бургов”, а потом спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех же костюмах, мне было представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона…»
В 1874 году «Право господина», ещё не до конца завершённое, экспонировалось в парижском Салоне, предварительно пройдя серьёзный конкурсный отбор. Современники отмечали, что в Салоне 1872 года было выставлено полотно француза Гарнье на тот же сюжет и под тем же названием. Поленов на выставке картину Гарнье видеть не мог, но не исключено, что он был с ней знаком по воспроизведению или слышал о ней от друзей. Картина Поленова действительно выполнена под влиянием французской академической живописи. Но, в отличие от Ж.-А. Гарнье, в чьей одноимённой картине архитектурный фон напоминает театральную декорацию, в произведении Поленова архитектура органически связана с пространством полотна и персонажи гармонично существуют в архитектурной среде.