Как стать фотографом-натуралистом?

Наука и жизньПрирода

В видоискателе — животный мир

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Камнешарка на гнезде. К камере она привыкла, главное, что человека рядом нет.

Где искать диких животных?

Фотографировать — делать карточки маленького брата, родителей, друзей — я начал в юном возрасте, но пройдя довольно быстро этот этап, понял, что хочу снимать животных. Почему именно животных, осознал гораздо позже. Я понял, что при правильной постановке дела дикое живое существо ведёт себя в кадре естественно — не позирует, не стремится выглядеть иначе, чем оно есть, не тиражирует «дубли на бис». И при том в кадре разворачивается история: эпизоды сменяют друг друга, никогда не повторяясь. Это захватывает и серьёзно увлекает, хотя запечатлеть в остановленном мгновении историю далеко не просто.

Каждый любитель природы, взявший в руки фотоаппарат, хочет узнать: «Как фотографировать дичь и где искать диких животных?» Начнём со второго вопроса, потому что ответ на него хотели бы получить, прежде всего, жители больших городов, которые в большинстве своём убеждены: диких животных в городе не встретишь, чтобы их увидеть, нужно отправиться в дикий лес. Я же по прошествии времени убедился как раз в обратном: чем дальше в лес, тем… дальше птицы.

Многие виды птиц, особенно из отряда Воробьинообразных — как, впрочем, и животные вообще, — гнездятся там, где их энергозатраты на добычу корма для птенцов минимальны. Если источник корма близко и он избыточен, то успешность гнездования — максимальная. Надёжными источниками, как правило, становятся места, где проживают и ведут хозяйственную деятельность люди. В таких условиях птицы и даже звери привыкают к ежедневному присутствию человека и естественным образом сокращают дистанцию, позволяя наблюдать за собой с близкого расстояния. Начинающим натуралистам надо активно пользоваться такой возможностью, чтобы познакомиться с видовым разнообразием животного мира, скажем, у себя в лесопарке, научиться различать виды и правильно их фотографировать.

Но лесопарк — всё же не зоопарк. Обитатели городских лесопарковых угодий остаются дикими, и даже если синицы и поползни сидят у вас на руках или на голове, вы должны понимать: причина их терпимости — вкусный и энергетически ёмкий корм для птенцов и пропитание в суровое зимнее время. В черте города животные быстро привыкают к тому, что человек не представляет для них явной угрозы. А вот попробуйте подойти в густом лесу, далеко за городом, к любой взрослой птице, белке или лисе хотя бы на пять метров! Смею вас уверить, животное предпочтёт удалиться. Тем не менее, с точки зрения изобразительного искусства — коим, несомненно, является фотография, — ценность фотоизображений животных в антропогенном окружении неизмеримо ниже таковых в нативном, классическом природном биотопе. Представьте себе красавца большого пёстрого дятла, сидящего на пластиковой кормушке с экзотичным обжаренным орехом в клюве, и его же, но на стволе коряжистой берёзы, достающего из раздолбанной мощным клювом расщелины жирную и вкусную личинку. Ведь разница есть!

Разница состоит и в том, что или кого именно мы хотим сфотографировать. Постигать азы мастерства фотографа-натуралиста доступно любому в наших парках. Тут есть возможность делать и видовые, определительно-открыточные картинки, и выхватывать динамические сценки поведения птиц и зверей, и познавать характерные особенности животных: их голоса, манеры, характер полётов у птиц. Это самая настоящая школа, и пренебрегать ею не следует. Постепенно, освоив разнообразие местных обитателей, натуралисты стремятся увидеть и сфотографировать новые для них виды птиц и собираются в дорогу…

Первые дальные выезды и даже экспедиции. Романтика, кураж, душевный подъём, большие надежды! Но порой эти возвышенные эмоции оборачиваются разочарованием: забравшись в глушь, очень далеко от дома в напряжённо молчащем лесу ты… никого не видишь.

Казалось бы, набив руку в наблюдениях за братьями меньшими в парке, мы «вправе» ожидать большего от таких мест, где животный мир не должен быть пуган цивилизацией, живёт спокойной и гармоничной жизнью… Нет, конечно же, птицы и звери здесь есть, просто человека они воспринимают по-другому — не как источник корма, а как угрозу. И на это ни в коем случае нельзя сетовать, ведь, находясь в естественной среде обитания, животные подчиняются её главному закону — инстинкту самосохранения. Поэтому вопрос «Где искать?» мы с вами перефразируем: «Как найти?»

Человек в природе — и неважно, где он находится: в лесу или в степи, — будто на открытой площади, за ним всё время внимательно наблюдают десятки глаз. Задача натуралиста — максимально обострить свои чувства, настроить восприятие на такую волну, чтобы буквально слиться с «дыханием» окружающего тебя биотопа. Иными словами, учиться слышать, видеть, предугадывать.

Птицы и звери часто сами подают нам сигналы — специфические звуки, к «расшифровке» которых надо быть готовым.

Птицы — самые доступные для восприятия и поиска из всех живых существ. Виды звуков, издаваемых ими, довольно разнообразны и их можно классифицировать. Самые первые звуки, которые издают птицы при встрече с нами, — сигналы тревоги. Как правило, это отрывистые, громкие и однообразные посвисты, щелчки и даже крики. Предназначаются они, прежде всего, брачному партнёру, а также растущему потомству. Услышав такие звуки, птенцы прячутся, а самка или самец улетает в сторону, отводя угрозу от гнезда. Но и другие особи и виды пернатых прекрасно понимают тревожные интонации и сразу реагируют на них. В негнездовой период подобные сигналы угрозы применяются для того, чтобы заставить нервничать непрошеного гостя и отогнать его.

А вот самые красивые и гармоничные голоса можно услышать от пернатых в период ухаживания за самками. В этом случае диапазоны трелей, гармоник и коленцев вокальных партий очень широки. Половозрелые самцы максимально раскрепощены: они отрабатывают основную задачу — размножение и поэтому наиболее «терпимо» относятся к внешним угрозам. В подавляющем большинстве случаев самцы певчих птиц «солируют» достаточно открыто, сидя в доступном для обозрения месте, чтобы быть хорошо видными самкам. У непевчих птиц, у которых вокализация не является основным элементом ухаживания, в арсенале имеются другие приёмы: токовые полёты, демонстрация оперения, «угощение» вкусным кормом и прочие специфические действия, не характерные в иные периоды жизни птицы.

Ну, а во время интенсивного питания мелкие птицы часто издают короткие специфические позывки, тем самым привлекая к найденному корму свою «половинку».

Для идентификации видов птиц по услышанным звукам необходимо поначалу послушать записанные голоса птиц (я пользуюсь Фонотекой голосов животных им. Б. Н. Вепринцева), а уже на природе, в «поле» — стараться определять на слух, кто именно издаёт те или иные голоса.

Если иметь определённую выдержку, спокойно и внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, то птицы в конце концов проявят себя в той или иной степени. В случае, если вы заметили или нашли интересующий вас «объект», рекомендую дать ему понять, что вы заняты каким-то своим делом и он, «объект», вас совершенно не интересует. Таким образом вы приучаете птицу к своему присутствию, и она постепенно начинает воспринимать вас как часть биотопа. Классический пример — фотографирование зимородка. Если натуралист «убеждает» птицу в том, что он здесь, например, на рыбалке и демонстрирует это, зимородок поймёт: такой человек ему — не угроза, и даже может сесть на удочку «рыбаку».

Подобных приёмов завуалирования пристального внимания (которого птицы не терпят!) очень много. Надо только проявить смекалку, и уловка сработает.

«Приучающее» поведение натуралистов в дикой природе даёт возможность фотографировать животных самым распространённым методом — с подхода. У метода есть свои плюсы и минусы. Главный плюс — возможность охватить большую территорию, перемещаясь не спеша, с остановками. Соответственно, можно больше увидеть, сделать больше интересных фотографий, получить много разных впечатлений. Однако годится он по большей части для съёмки мелких птиц и зверей. К тому же, несмотря на приём «приучения», всё-таки полностью избавиться от повышенного внимания к себе со стороны птиц почти невозможно. Поэтому пернатые ведут себя в кадре с постоянной оглядкой, что, на мой субъективный взгляд, не вполне естественно. При съёмке с подхода необходимо создать для птицы или зверя максимально комфортное расстояние, на котором беспокойство дикого живого существа будет минимальным. То есть животное будет продолжать заниматься своим делом так же, как и до вашего появления на его участке.

Категорически нельзя «лезть» своим объективом в упор к птице, чтобы, например, сделать её портрет. Вы окажете сами себе медвежью услугу. Птица улетит — это однозначно, и хорошего портрета не будет. Но и в дальнейшем она ни за что не подпустит вас на то же расстояние. Ситуация зафиксируется в её памяти, и улетать от вас она станет уже заблаговременно. Для создания комфортного расстояния — коли вы решили заниматься фотографированием птиц — необходимо иметь светосильный длиннофокусный объектив, и чем больше длина фокусного расстояния у него, тем спокойнее будет чувствовать себя животное и тем эффективнее будет ваша фотоохота.

В отсутствии специальной оптики, чтобы полностью избавить птицу от ненужного беспокойства и обеспечить ей благоприятные условия для выведения потомства, лучше всего совсем уйти с гнездового участка и дождаться того периода, пока взрослые не выкормят своих чад, а уже после вылета птенцов фотографировать своих избранников — в первые дни после вылета птенцы с родителями будут держаться рядом с гнездом.

Но если опыт и знание биологии вида птицы позволяют натуралисту минимизировать её беспокойство, можно применить метод скрадывания. В тёмное время суток на выбранном участке устанавливается укрытие — скрадок, из которого будет вестись наблюдение за птицей и фотографирование. Обязательное условие: птица не должна понимать, что внутри скрадка находится человек, иначе пропадает весь смысл метода. Поэтому, проводить в скрадке приходится весь световой день, а покидать его уже затемно. Для кого-то в этом состоит недостаток метода, а для кого-то наоборот — хорошая возможность досконально изучить поведение птицы или зверя, понаблюдать за его жизнью в естественной среде обитания, послушать голоса и, конечно, сделать отличные фотографии.

В моём арсенале было значительное число всевозможных укрытий — от лёгких однодневных, переносимых в рюкзаке, до стационарных построек, рассчитанных на несколько лет. О некоторых, наиболее эффективных и любимых, расскажу в следующий раз.

(Окончание следует.)

Фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кунтскамера Кунтскамера

Мостики для белок, мандаринные корки и самые мелкие из родственников кенгуру

Наука и жизнь
«Цифровой след оставляют все» «Цифровой след оставляют все»

Слияние данных из разных источников — технология и настоящего, и будущего

Forbes
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
Невесты-рекордсменки: голливудские звезды с наибольшим количеством браков Невесты-рекордсменки: голливудские звезды с наибольшим количеством браков

Эти знаменитые актрисы пробовали себя в роли жен множество раз

Cosmopolitan
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
Кормим по-новому Кормим по-новому

Вещи, которые изменились в отношении к грудному вскармливанию

Домашний Очаг
Ваш выход Ваш выход

Интервью с Еленой Север — соорганизатором и бессменной ведущей Премии BraVo

OK!
Как отвечать на детские вопросы Как отвечать на детские вопросы

Как отвечать на детские вопросы, чтобы не напугать и не обмануть ребенка?

Cosmopolitan
Дома никого. Эстетика заброшенных особняков в объективе Томаса Джориона Дома никого. Эстетика заброшенных особняков в объективе Томаса Джориона

Фотограф Томас Джорион превратил свое мальчишеское увлечение в профессию

Seasons of life
«eBay встречает Sotheby's»: история маркетплейса предметов роскоши 1stDibs «eBay встречает Sotheby's»: история маркетплейса предметов роскоши 1stDibs

20 лет назад появился сайт 1stDibs — один из главных маркетплейсов роскоши

VC.RU
10 признаков того, что ты — умная женщина 10 признаков того, что ты — умная женщина

Не лгать себе, быть проницательной и другие признаки мудрой женщины

Cosmopolitan
Кодекс Вселенной Кодекс Вселенной

Какие земные или внеземные законы должны действовать за пределами нашей планеты?

Вокруг света
Make Up Forever in Russia: встречаем обновленную Audi A5 Make Up Forever in Russia: встречаем обновленную Audi A5

Каким получился рестайлинг Audi A5?

Популярная механика
Стелла Маккартни: да, нет, знаю Стелла Маккартни: да, нет, знаю

Цель работы Стеллы Маккартни — нулевое влияние на окружающую среду

Glamour
Бактерии научились использовать квантовую механику для защиты от токсинов Бактерии научились использовать квантовую механику для защиты от токсинов

Ученые узнали, как бактерия предотвращает разрушение фотосинтетического аппарата

Популярная механика
Сама себе враг: как мизогиния в женской среде мешает карьере не меньше гендерной дискриминации Сама себе враг: как мизогиния в женской среде мешает карьере не меньше гендерной дискриминации

Что делает конкуренцию между женщинами токсичной

Forbes
Правила жизни Петра Мамонова Правила жизни Петра Мамонова

Правила жизни актера и музыканта Петра Мамонова

Esquire
Трогательно до слез! Фильмы, в которых  любовь оказалась сильнее смерти Трогательно до слез! Фильмы, в которых  любовь оказалась сильнее смерти

Подборка фильмов, где любовь творит чудеса

Cosmopolitan
Это по любви! Звездные красотки, которые вышли замуж за поклонников Это по любви! Звездные красотки, которые вышли замуж за поклонников

Энн Хэтуэй, Джессика Альба и другие артистки счастливы в браках с поклонниками

Cosmopolitan
15 цепляющих фильмов о семейных ценностях 15 цепляющих фильмов о семейных ценностях

Фильмы о близких людях, семье и любви

Cosmopolitan
Бальзам на душу — лучшие оригинальные проекты «Нетфликс» 2021 года Бальзам на душу — лучшие оригинальные проекты «Нетфликс» 2021 года

Короче, заходят в бар Мартин Скорсезе и Фран Лебовиц... Нет, без шуток. Это шоу

Esquire
Жажда правды Жажда правды

Журналистское расследование, открывшее миру голодомор

Дилетант
10 интересных фактов об МГУ 10 интересных фактов об МГУ

Почему Афанасий Фет плевал на двери МГУ?

Культура.РФ
Если у близкого человека психоз: что нужно знать родным и друзьям Если у близкого человека психоз: что нужно знать родным и друзьям

Как поддержать близкого, страдающего от психозов?

Psychologies
Ручная терапия: как созданная нами кукла помогает разрешить трудные вопросы Ручная терапия: как созданная нами кукла помогает разрешить трудные вопросы

Игропрактик об истоках куклотерапии, видах кукол и опыте своих клиентов

Psychologies
С плеча и по плечу С плеча и по плечу

Как перепродажа вещей стала называться модным словом «ресейл»

Vogue
15 фактов о Хантере С. Томпсоне 15 фактов о Хантере С. Томпсоне

Все, что ты не знал о главном гонзо-журналисте мира — а теперь узнаешь

Maxim
Крах среди ясного неба Крах среди ясного неба

Игорь Гулин об «Июльском дожде» как прощании с оттепелью

Weekend
16 советов тем, кто пригласил девушку к себе и надеется на секс 16 советов тем, кто пригласил девушку к себе и надеется на секс

Список рекомендаций для тех, кто собрался пригласить к себе в гости женщину

Maxim
Покорили Европу и Голливуд: российские актрисы, добившиеся успеха за границей Покорили Европу и Голливуд: российские актрисы, добившиеся успеха за границей

Светлана Ходченкова и не только: русские актрисы, довившиеся успеха за рубежом

Cosmopolitan
Открыть в приложении