«eBay встречает Sotheby's»: история маркетплейса предметов роскоши 1stDibs
20 лет назад появился сайт 1stDibs — его создал предприниматель Майкл Бруно, чтобы помочь торговцам блошиных рынков Парижа продавать антиквариат в интернете. Сегодня это один из главных маркетплейсов роскоши в мире, которому удалось привлечь $253 млн инвестиций.
Майкл Бруно и создание компании
Майкл Бруно родился в 1964 году в деревне Ларчмонд, штат Нью-Йорк, которая находится в 29 километрах от Манхэттена. Будущий основатель 1stDibs рос в большой семье, в старом доме в стиле поздней английской готики. Позже Бруно признавался, что уже в детстве научился ценить старые дома и антиквариат, потому что у родителей было «немного хороших и долговечных вещей».
Майкл Бруно окончил государственный университет Сан-Диего и в начале 90-х переехал в Сан-Франциско. Там он в течение восьми лет работал агентом по недвижимости — покупал и продавал особняки предпринимателям во время «бума доткомов». Бруно вспоминал, что именно успех доткомов вдохновил его заняться интернет-бизнесом.
Разбогатевшие на доткомах клиенты уже тогда, в 90-е, умели пользоваться интернетом и надеялись с его помощью обустраивать свои жилища. Но такого онлайн-сервиса ещё не существовало — и Бруно решил создать его.
В 1999 году Бруно переехал в Париж, чтобы не отвлекаться на карьеру в недвижимости и сосредоточиться на идее своего стартапа. К этому времени у него уже был домен 1stDibs, купленный несколько лет назад во времена «золотой лихорадки» доменных имен.
«Живя в Париже, я получил лучшее образование, — говорил Бруно. — Город полон удивительных магазинов, где продаются книги об антиквариате и дизайне, которых вы не найдете в другом месте. Там я купил сотни книг и прочитал их от корки до корки».
Идея для бизнеса сформировалась окончательно, когда Бруно прогуливался по блошиному рынку Клиньянкур в 18-м округе Парижа. По его словам, он вдруг понял, что о позолоченных зеркалах, шезлонгах или стульях эпохи Людовика XIV мечтает любой декоратор Нью-Йорка.
Он знал, что дизайнерам интерьеров приходится ездить за товаром в антикварные магазины по всему миру, потому что у них нет своей базы данных, как, например, у риелторов. Такая система пригодилась бы и парижским дилерам, чтобы продавать свои товары в интернете. Так появилась идея создать сайт, где можно купить или продать антиквариат.
Бруно и его первый бизнес-партнер Александр Яковец стали обходить блошиные рынки Парижа и уговаривать дилеров продавать свои товары в интернете. Предприниматель вспоминал, что нанял для этого переводчика и фотографа — не все дилеры знали английский язык, а будущему сайту нужны были фотографии товаров.
В конце 2000 года появился сайт 1stDibs. Первое время Бруно сам еженедельно публиковал фотографии антиквариата от имени дилеров.
Продавцы антиквариата поначалу были настроены скептически, но когда на сайте зарегистрировались первые дилеры и рассказали о нем остальным, отношению к стартапу среди торговцев поменялось.
Сайт 1stDibs позиционировал себя как торговая площадка. На ней можно было найти предметы декора и антиквариат с блошиных рынков Парижа. Каждую неделю по средам около 11 утра на сайте публиковалась подборка новинок, в которой было не менее 100 коллекционных предметов.
Вскоре за подборку начал отвечать отдел специалистов 1stDibs — они сами отбирали и фотографировали самые интересные экспонаты с блошиных рынков. Изделия продавались по ценам, которые устанавливали дилеры.
Нужный предмет можно было найти с помощью фильтров или ключевых слов. В отдельном списке были изделия со скидкой. Чтобы купить товар, нужно было зарегистрироваться на сайте и добавить свою контактную информацию. В личном аккаунте также можно было пополнить свой личный денежный счет и посмотреть статус доставки.
1stDibs, в свою очередь, предлагал клиентам взять на себя переговоры с дилерами, выбрать варианты оплаты и доставки. Последнее — за отдельную плату, 20% от окончательной цены.
В числе уникальных предметов, которые можно было найти на 1stDibs, были, например, журнальный столик из стекла и латуни от дизайнера Вилли Риццо или лампы от дизайнера Джорджа Накашима. Также там можно было найти французские кушетки 19 века, предметы интерьера из муранского стекла или оленьих рогов.
В 2003 году Бруно и Яковец вышли на американский рынок. У обоих были связи с дилерами из Нью-Йорка, Сан-Франциско, Майами, Хьюстона, Лос-Анджелеса и других городов. Кроме того, создатели 1stDibs рассказали о своем стартапе известному в США дилеру и фотографу Vogue Роджеру Придженту. Тот, как пишет The Wall Street Journal, позвонил самым влиятельным дилерам Манхэттена, чтобы убедить их зарегистрироваться на сайте.