О чём пишут научно-популярные журналы мира
Цифры, факты, исследования
Самое большое дерево в мире
Нет, это не баобаб и не секвойя, а тополь осинообразный Populus tremuloides, — дерево, широко распространённое в Северной Америке. Этот тополь составил целую большую рощу площадью около 43 га, находящуюся в заповеднике Фишлейк в штате Юта (США), причём все многочисленные стволы рощи (их насчитывают порядка 47 тысяч) объединены общей корневой системой. Состоящее из множества стволов дерево называют одним из чудес Америки, и в его честь даже выпущена почтовая марка.
В 1968 году эколог Бёртон Барнс обратил внимание на то, что одна тополиная роща в заповеднике ведёт себя единообразно по сравнению с окружающими группами таких же деревьев: листья появляются, распускаются, стареют, желтеют и опадают строго одновременно на всей немалой площади и не в такт с соседними рощицами. Так стало ясно, что это единый организм общим весом, по прикидкам, порядка 6000 тонн. Лес из одного дерева получил название Pando, что на латыни значит «я разрастаюсь».
Первый ствол Pando пророс когда-то из одного тополиного семечка. Оно дало одно деревце, а дальше пошло размножение подземными отростками. Как и другие тополя, это вид двудомный, и весь лес представляет собой один мужской экземпляр, неспособный давать семена. По оценкам, основанным на известной скорости разрастания корней и других косвенных признаках, возраст корневой системы около 80 тысяч лет (некоторые ботаники предполагают и значительно больший возраст), но самым старым из живущих сейчас стволов 100—130 лет. Более старые отмерли, упали, сгнили. А корни дают новые отпрыски на замену, но их, к сожалению, мало. То, что корневая система сохраняется во время лесного пожара, обеспечивает дереву преимущества по сравнению с другими видами, особенно хвойными, которые при пожаре гибнут и с трудом восстанавливаются за неимением общей корневой системы.
Чтобы охранять молодые отростки от оленей, охотно их поедающих, несколько лет назад часть дерева-леса обнесли проволочным забором высотой более двух метров. Результаты пока скромные, новые ростки появились, но их мало. Проблема в том, что в штате Юта нет волков, которые могли бы сдерживать популяцию оленей. Фермеры уничтожили всех волков штата уже более ста лет назад, и в соседних штатах волков тоже очень мало. Фермерское лобби резко против возвращения волков. Выходит, одна надежда на забор.
Родник на дне моря
Жители индонезийского городка Канигоро на южном побережье Явы по воду ходят в море. Правда, надо дождаться отлива, тогда из обнажившегося илистого дна начинает всё сильнее и сильнее бить ключ пресной воды. Это не уникальный каприз гидрологии: подобные источники известны на Фиджи и в Мозамбике. А в засушливом княжестве Бахрейн ещё полвека назад существовали профессиональные водоносы, нырявшие с кожаными мехами, чтобы добыть со дна моря питьевую воду. Бизнес процветал, пока в Бахрейне не пробурили артезианские скважины и не проложили водопровод.
Но и в наше время делаются попытки использовать этот неожиданный ресурс чистой воды. Одна французская фирма смонтировала над подводным ключом у Лазурного берега стальную воронку диаметром с колесо большого трактора и черпает оттуда пресную воду. Голландские инженеры предлагают окружать такие источники кольцевой дамбой и строить города у полученных таким образом пресных озёр.
На востоке Пелопоннеса (Греция) одна из деревень уже давно снабжается пресной водой из моря. 40 лет назад здесь вокруг подводного источника построили бетонное кольцо, возник накопительный водоём, поставили насосы, по деревне проложили водопровод. И поля поливают тоже водой из-под моря.