О чём пишут научно-популярные журналы мира
Искусственный разум требует энергии
Два года назад интернет и бумажную прессу всего мира облетела новость: искусственный интеллект победил чемпиона мира в древней китайской игре го, одной из самых сложных настольных игр. Но, пишет английский журнал «New Scientist», никто не упомянул, что состязание в некотором смысле не было честным. Мозг чемпиона, игравшего с машиной, расходовал около 20 ватт энергии, и лишь небольшая её часть шла именно на обдумывание ходов, тогда как компьютер, на котором работала самообучающаяся программа AlphaGo, требовал для питания почти пять киловатт. В конце концов, для сеанса игры, длившейся всего часа два, это немного. Но как вырастут расходы энергии, когда искусственный интеллект придёт к нам в дома и в наши автомобили?
Как показывают новые расчёты, автомобиль, не нуждающийся в водителе, тратит до 20% больше энергии, чем обычная легковушка с водителем. Это много, ведь самоуправляемые автомобили ездят на электричестве, запасённом в батареях, а они имеют пределы ёмкости. Между тем в этом исследовании за основу взята явно заниженная мощность бортового компьютера — всего 200 ватт, тогда как современные «мозги» таких автомобилей потребляют более двух киловатт. Так что, если таксопарки захотят вывести на линии автомобили без водителей, это даст им экономию на зарплате, но для отдельного автовладельца расходы на подзарядку аккумуляторов будут заметны.
Правда, уже созданы микропроцессоры для беспилотных электромобилей, расходующие 500 ватт. Но по мере появления таких более эффективных систем расширится и их применение, а значит, расходы энергии вряд ли сократятся. Например, пассажиры беспилотного автомобиля будут по дороге вовсю пользоваться интернетом, смотреть видео, играть с машиной в то же го или в шахматы… Сейчас компьютеры и интернет берут всего около 5% от глобальных расходов электроэнергии, а что будет дальше? По некоторым прогнозам, к 2025 году информационные технологии и связь станут потреблять до 20% всей генерируемой человечеством электроэнергии.
Мы уже видим аналогичный процесс с эффективными электролампами. Старые ртутные или натриевые лампы накаливания заменяются экономичными уличными фонарями на светодиодах, а затраты энергии на освещение улиц и дорог не падают, потому что городским властям хочется повысить освещённость улиц в тёмное время суток. Да и в квартирах мы усиливаем освещение, раз расход электроэнергии снижается, а новые лампочки хоть и дороже старых, но зато служить могут годами.
Потухшие созвездия
Астрономы выделяют сейчас на ночном небосводе 88 созвездий. Но так было не всегда. До 1928 года составители небесных карт и атласов имели право группировать звёзды в созвездия по своей воле, но затем Международный астрономический союз узаконил принятый до сих пор стандарт. Однако интересно посмотреть, какие созвездия были тогда отринуты. Это и сделал Майкл Бакич, главный редактор американского журнала «Astronomy». Всего, пишет он, количество «отменённых» созвездий составляет около сотни, но рассмотрел он лишь несколько.
Первым разделил звёздное небо на зоны созвездий египетский астроном Клавдий Птолемей во втором веке н. э., и его 48 созвездий (которые он мог видеть с широты Александрии, где жил) сохраняются на картах неба до сих пор. Но и после Птолемея находились желающие распределить видимые светила по-иному.