О чём пишут научно-популярные журналы мира
Засекреченное дерево
Точное местонахождение деревьев, о которых пишет американское издание «Futility Closet», засекречено правительством Австралии. Дело в том, что все они — выходцы то ли из юрского, то ли из раннемелового периода (90—145 млн лет назад). До того, как обходчики австралийского национального парка Уоллеми случайно их нашли в 1994 году, эта группа считалась давно вымершей.
Отряд из трёх служащих должен был картировать неизученные области обширного парка (5017 км2) на юго-востоке континента. Спустившись в ущелье глубиной более полукилометра, они обратили внимание на незнакомый вид деревьев. Сперва в каньоне насчитали 40 деревьев — 23 взрослых, 16 молодых и одно поваленное длиной 40 метров и диаметром ствола 3 метра. Поднявшись по ущелью выше, они нашли ещё 17 деревьев, а в соседнем ущелье обнаружились ещё три. Один из обходчиков, Дэвид Нобл, был ботаником по образованию, и листья находки напомнили ему нечто виденное в геологическом музее — отпечатки вымерших растений. Захватив с собой образцы веток с листьями, он по возвращении показал их опытным ботаникам, и вскоре те опубликовали описание «нового» вида, который пережил все эти десятки миллионов лет. Его назвали Wollemia nobilis, что вызвало некоторую ревность у спутников Нобла — почему в названии увековечено его имя, хотя лазали по кручам и страдали от москитов и ссадин все трое? Правда, узнали они об открытии лишь через полгода, именно столько оно держалось в тайне, чтобы ботаники и просто любопытствующие со всего континента не бросились отламывать веточки для рассады. Участникам исследовательской группы пришлось удовольствоваться объяснением, что nobilis — по-латыни благородный, так что к Ноблу название не имеет прямого отношения. Потом новость о «живом ископаемом» всё же была опубликована, но точное место рощицы до сих пор держится в секрете.
Деревья эти, родственные араукарии, однодомные, то есть на каждом имеются женские и мужские шишки с завязью и пыльцой соответственно. Но созревают они в разные сезоны года, поэтому период опыления короток. Семена всходят плоховато, и размножаются воллемии в основном отростками от корней, так что многие деревья представляют собой, строго говоря, единый клон прародителя и связаны корнями, подобно тополю осинообразному (см. «Наука и жизнь» № 1, 2019 г., с. 46). Отдельные стволы, судя по хорошо выраженным кольцам роста, могут иметь возраст 400—500, а всей рощице, объединённой корнями, — до 1000 лет.