История единственной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря

Наука и жизньКультура

Калязин. Фрески затопленного монастыря

Зоя Золотницкая, научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

Макет Троицкого собора Троице-Макарьева монастыря. Реконструкция на XVII век. Макет выполнен архитекторами И. И. Леонидовым и М. Н.Чалым. 1940 год

Под таким названием в сентябре 2020 года в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась новая экспозиция, посвящённая результатам многолетней работы по изучению и сохранению единственной в своём роде коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря. В экспозиции — фрагменты стенописи из собраний Музея архитектуры им. А. В. Щусева и Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, а также чертежи, представляющие архитектуру монастыря и документальные свидетельства деятельности экспедиции, работавшей в Калязине зимой 1939—1940 годов. Особое внимание уделено проблемам сохранения древней фресковой живописи, а также результатам современной научной реставрации, проведённой на кафедре реставрации монументальной живописи Академии С. Г. Строганова.

Бóльшая часть фрагментов настенной живописи Троицкого собора хранится в Музее архитектуры, остальные — в собраниях Калязинского краеведческого музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, Музея древнерусского искусства и культуры им. А. Рублёва.

Велик список утрат отечественных памятников разных эпох, случившихся на протяжении прошлого века. В списке том и десятки городов, сёл, монастырей, усадеб и храмов, разобранных, затопленных, переселённых в связи с созданием в 1930-х годах на верхней Волге трёх плотин и гидроэлектростанций. Осуществление проекта «Большая Волга» превратило воды реки в цепь огромных водохранилищ, по-глотивших большие пространства древних земель. В 1937 году появилось Иваньковское водохранилище, в 1940-м — Угличское и Рыбинское.

Всех, кто когда-либо путешествовал по тверским землям верхней Волги, не могла не впечатлить высокая стройная колокольня, стоящая посреди волжских вод в городе Калязине. Чудом сохранилась она от ансамбля городского Николаевского собора после того, как большая часть Калязина была затоплена в 1940 году Угличским водохранилищем.

История некогда богатого волжского купеческого города Калязина началась с создания двух древних монастырей и примыкавших к ним подмонастырских слобод. Первым на правом берегу Волги возник монастырь Николы на Жабне в том месте, где стоит сейчас посреди воды знаменитая колокольня. На противоположном, левом берегу в первой половине XV века монах Макарий основал обитель — Троицкий Калязин монастырь, названный так по имени владельца земель боярина Ивана Коляги (Колязы). Выросшие монастырские и ремесленные слободы, соединённые с соседним селом Пирогово, в 1775 году получили статус города. В 1776 году был утверждён и в основном к началу XIX века осуществлён регулярный план городской застройки, который ещё заметен в старой части Калязина. К концу XVIII века Калязин был богатым торговым и промышленным купеческим городом. Об этом свидетельствуют сохранившиеся каменные дома горожан и крупные общественные постройки XIX — начала XX веков: здания механико-технического училища (1902—1905) и Городской управы (1881—1883), земская больница (1909).

В центре города к началу XX века от бывшего Никольского монастыря остался крупный храмовый комплекс: Никольская церковь (1693—1694), колокольня (1794—1800), церковь Иоанна Предтечи (1791—1792).

Напротив него, на левом берегу Волги, располагался обширный ансамбль первоклассного мужского Троицкого Макарьева монастыря. Началом его пятисотлетней истории принято считать 1434 год. Именно тогда будущий преподобный Макарий Калязинский, в миру Матвей, сын кашинского боярина Василия Кожи, построил в пустынном тогда месте свою монашескую келью. До начала XVI века все постройки монастыря были деревянными. В 1521—1523 годах на месте обветшавшего Троицкого храма на средства дмитровского купца Михаила Воронкова возвели каменный. При строительстве были обретены нетленные мощи скончавшегося в 1483 году Макария, с тех пор ставшие местом особого поклонения из-за чудодейственных случаев исцеления.

Облик Троицкого собора по желанию заказчиков должен был напоминать об архитектуре Успенского собора Московского Кремля, долгое время бывшего образцом для крупных храмовых построек.

В 1525 году на вклад удельного князя Дмитровского Юрия Ивановича к юго-западу от собора была построена из кирпича Борисоглебская трапезная церковь с редкой по архитектуре обширной одностолпной палатой.

Уже в XVI веке монастырь приобрёл славу одного из богатейших и самых почитаемых в России. Обитель, славившуюся своим благочестием и чудотворными мощами, посещали и даровали вкладами смиренные царственные богомольцы. По летописным источникам известно, что царь Иван Грозный был здесь в 1544 и 1553 годах. Борис Годунов, приехав в 1599 году, пожертвовал монастырю первую серебряную раку для мощей преподобного Макария (увезённую поляками в 1610 году). Бывал здесь царь Алексей Михайлович, самый щедрый жертвователь. В 1654 году от чумы в монастыре скрывалась семья царя Алексея Михайловича — царица Мария Ильинична Милославская с сыном. Вместе с ними пребывал здесь патриарх Никон, пожаловавший игумену монастыря сан архимандрита. Известно, что молодой Пётр Первый совершал в монастырь потешные походы из подмосковного села Преображенского. Императрица Екатерина II во время путешествия по Волге в 1767 году от Твери до Казани останавливалась в Калязинской обители. Посещали её и император Александр II в 1837 году, и великий князь Владимир Александрович в 1892-м.

Калязинский монастырь был известен не только как монашеская обитель, но и как крепость-сторож Московского государства. Дело в том, что он занимал стратегически важное место на пути из Москвы в северные земли и стоял на переправе через Волгу. В монастыре имелась оружейная палата, где находилось и изготавливалось оружие, был и пороховой погреб. А в казённой палате хранились запасы снаряжения, продовольствия, одежды на случай осады. Располагалась в монастыре и небольшая военная дружина.

В первом зале экспозиции на фоне фотоувеличения с изображением иконостаса Троицкого собора — фрагменты фресок «Спас на престоле», «Царь Алексей Михайлович среди молящихся праведников», «Царица Мария Ильинична среди молящихся святых жён» и летописный фриз с датой создания настенной росписи

События Смутного времени тяжело отразились на судьбе Троицкого монастыря, он стал местом жестоких сражений с польско-литовскими интервентами. И если первое нападение полков гетмана Сапеги удалось отбить благодаря умелым и смелым действиям войска молодого князя М. В. Скопина-Шуйского, то в 1610 году монастырь был взят штурмом, разграблен и сожжён польским отрядом Лисовского. Были убиты его монахи и защитники во главе с героически сражавшимся воеводой Давидом Жеребцовым.

Пострадавшие от пожара храмы и по-стройки обители возобновлялись после окончания Смутного времени. Учитывая важность Калязинского монастыря в оборонительном отношении, царь Михаил Фёдорович издал указ о сооружении в монастыре прежде всего каменных стен. В 1644—1648 годах под руководством каменных дел мастеров Марка и его сына Ивана Шарутиных были воздвигнуты мощные крепостные стены с башнями, «бойницами косого боя», «осадными стоками», ловушками во входных воротах в обитель.

Троицкий собор, сильно пострадавший в период польско-литовской интервенции, к 1654 году восстановил на средства монастырского старца, в миру Леонида Высоцкого, зодчий Аверкий Мокеев. Крупный пятиглавый храм приобрёл тогда паперть, охватившую его с запада, севера и юга, симметрично южному появился северный придел, был украшен новыми настенными росписями. Их создавала артель из шестнадцати «кормовых государевых живописцев», принимавших ранее участие в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Летописный пояс, выполненный красивой вязью и опоясывавший стены собора ниже росписей, сохранил их имена: Симеон Абрамов, Василий Ильин, Иван Феофилактов с братом Михаилом, Семён Яковлев, Пётр Яковлев, Андрей, Илья, Василий Фёдоровы, Семён Стефанов, Иван Алексеев, Иван Самойлов, Григорий Данилов, Симеон Павлов.

Вид второго зала экспозиции. Фрагменты фресок из циклов «Страшный суд» и «Апокалипсис»

Стиль калязинских росписей отражал характерные черты русской монументальной живописи середины XVII века. Высокий уровень исполнения соответствовал лучшим произведениям стенописи того времени. Система росписи Троицкого собора была традиционной и содержала сцены ветхозаветной истории, рассказ о земной жизни Иисуса Христа, его крестном подвиге и чуде Воскресения, Страшном суде.

На протяжении XVII—XVIII веков (до Екатерининской секуляризации церковных земель) Троицкий монастырь обладал большим вотчинным хозяйством, был крупным землевладельцем. Известно по документам, что в период своего расцвета он владел 13 сёлами, 200 деревнями, 12 тысячами крепостных крестьян. В Москве монастырь имел собственное подворье в Китай-городе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кубик Осипова Кубик Осипова

Самая ожидаемая и самая крутая головоломка десятилетия

Популярная механика
Сайонара, Walmart: как крупнейший мировой ретейлер разочаровался в Японии Сайонара, Walmart: как крупнейший мировой ретейлер разочаровался в Японии

Какое будущее ожидает Walmart в стране самураев после почти 20 лет неудач?

Forbes
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
4 реальные истории о людях, выживших на необитаемом острове 4 реальные истории о людях, выживших на необитаемом острове

Оказывается, в выживании на необитаемом острове нет ничего романтичного

Maxim
Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Это табу! Это табу!

7 принципов, которыми нельзя жертвовать ради мужчины

Лиза
Лесная поликлиника Лесная поликлиника

Какими способами самолечения пользуются животные?

Вокруг света
«В Москву едут слабаки». Уральский предприниматель — о том, почему вести бизнес в регионах круче «В Москву едут слабаки». Уральский предприниматель — о том, почему вести бизнес в регионах круче

Переезд в Москву — поиск ответа на вопросы: где лучше жить и где лучше работать

Inc.
Баклажан Баклажан

Все о баклажанах: чем полезны, откуда произошли и что из них приготовить

Здоровье
Пора ли разочаровываться в выборах в США Пора ли разочаровываться в выборах в США

Раскол в обществе — это то, с чем может столкнуться не только Белоруссия

СНОБ
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
Бить или не бить? Ответы на 11 caмых важных вопросов для тех, кто хочет сделать татуировку Бить или не бить? Ответы на 11 caмых важных вопросов для тех, кто хочет сделать татуировку

Опытный татуировщик отвечает на самые популярные вопросы о татуировках

Maxim
Богатые люди более аморальны? Вот, что об этом говорит наука Богатые люди более аморальны? Вот, что об этом говорит наука

Большие деньги развращают человека... или нет?

Популярная механика
10 фактов о русских женщинах c точки зрения иностранцев 10 фактов о русских женщинах c точки зрения иностранцев

Узнай, что иностранцы думают о русских женщинах!

Maxim
Аборт и закон: могут ли нам запретить решать, когда быть матерью? Аборт и закон: могут ли нам запретить решать, когда быть матерью?

Как один закон может повлиять на судьбы многих женщин

Cosmopolitan
Тональный на все лицо и еще 9 ошибок, которые ты делаешь, когда наносишь макияж Тональный на все лицо и еще 9 ошибок, которые ты делаешь, когда наносишь макияж

Рассказываем, как избежать мейкап-ошибок, чтобы выглядеть отлично

Cosmopolitan
10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему 10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

Как прекрасно звучала музыка в советских фильмах

Maxim
Правила жизни Натальи Бонк Правила жизни Натальи Бонк

Правила жизни лингвиста и педагога Натальи Бонк

Esquire
7 загадочных артефактов, созданных человечеством 7 загадочных артефактов, созданных человечеством

Как были созданы эти предметы? Кем? И главное — зачем?

Maxim
Человек «растроенный»: как и чем живет группа OQJAV Человек «растроенный»: как и чем живет группа OQJAV

Мы поговорили с группой OQJAV о том, как все устроено в их трио

РБК
Мало, мало, мало огня Мало, мало, мало огня

Год, когда непостижимость божественного замысла включилась на максимум

Tatler
«Еда для радости. Записки диетолога» «Еда для радости. Записки диетолога»

Отрывок из книги, посвященной тому, как получать от еды и пользу, и удовольствие

N+1
«Пережив смерть дочери, я понял, что такое семья» «Пережив смерть дочери, я понял, что такое семья»

История из жизни отца и писателя Бориса Мирзы

Psychologies
Плохой сезон для любви Плохой сезон для любви

У природы нет плохого сезона, а у любви и секса? Оказывается, есть

СНОБ
Как носить пальто поверх теплой одежды и небрежно повязывать шарф — учимся у Венсана Касселя Как носить пальто поверх теплой одежды и небрежно повязывать шарф — учимся у Венсана Касселя

Венсан Кассель — мастер непринужденных, расслабленных, даже небрежных образов

Esquire
Гудбай, Америка: 10 фактов о Христофоре Колумбе, которых вы не знали Гудбай, Америка: 10 фактов о Христофоре Колумбе, которых вы не знали

Все самые интересные факты о Христофоре Колумбе в нашей подборке

Популярная механика
«Каждый раз все говорят, что наш бизнес должен умереть»: президент «Азбуки Вкуса» — о пандемии, IPO и фудхакинге «Каждый раз все говорят, что наш бизнес должен умереть»: президент «Азбуки Вкуса» — о пандемии, IPO и фудхакинге

Как ретейл переживает пандемию и почему в кризис растут продажи еды и вина

Forbes
Как сложились судьбы детей свергнутых (или просто умерших) диктаторов современности Как сложились судьбы детей свергнутых (или просто умерших) диктаторов современности

Мурад Ниязов, Гульнара Каримова, Николае Чаушеску-младший — где они теперь?

Maxim
Величайший арт-директор Esquire Джордж Лоис: от big idea к большому стилю Величайший арт-директор Esquire Джордж Лоис: от big idea к большому стилю

Самые знаменитые обложки Джорджа Лоиса и его влияние на мировую культуру

Esquire
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Открыть в приложении