Идти навстречу светилу!
Институт солнечно-земной физики создан в 1960 году — более шестидесяти лет назад. Это были годы начала освоения космического пространства. Ближний космос — очень активная, переменчивая среда. Она воздействует и на динамику полётов космических аппаратов, и на здоровье людей, находящихся внутри этих космических аппаратов.
Но история нашего института уходит корнями в докосмическую эру. Институт возник на базе одной из старейших магнитовариационных станций, построенной в Иркутске ещё в XIX веке. Позднее здесь организовали ионосферную станцию. То есть уже был научный коллектив, сотрудники которого владели методиками наблюдения возмущений, связанных с Солнцем. Когда создали институт, он начал насыщаться специалистами из центральной части страны. Сюда поехали в основном экспериментаторы и наблюдатели.
У института солнечно-земной физики СО РАН широкая экспериментальная база и собственная база разработки и изготовления научных инструментов. На эту тему можно говорить очень много. У нас десять обсерваторий — от Заполярья до границы с Монголией, то есть от самых северных границ России до её самых южных границ. Институт обладает несколькими уникальными для страны экспериментальными установками, среди них — Большой солнечный вакуумный телескоп, расположенный практически в истоке Ангары, в Листвянке. В красивейшем месте! К слову сказать, это очень привлекательный объект для научного туризма: находится недалеко от Иркутска, на берегу Байкала. Мы такую деятельность поддерживаем и внимательно следим за тем, чтобы люди, которые проводят там экскурсии, были подготовлены для данной работы, чтобы не было «отсебятины», ненаучных измышлений.
Солнечный телескоп в Листвянке — разработка нашего института. Точнее, проект наш, а детали — зеркало, большую вакуумную трубу, другие элементы телескопа — изготавливали, можно сказать, по всей стране.
Второй наш уникальный инструмент — Иркутский радар некогерентного рассеяния. На самом деле он расположен не в Иркутске, а вблизи Усолья-Сибирского, в посёлке Мишелёвка. Это очень мощный и информативный инструмент для исследования ионосферы. Таких по миру не более десятка. Чувствительность его огромна: тепловые флуктуации ионосферной плазмы, которые мы засвечиваем, в эффективном диаметре соответствуют пятирублёвой монете на высоте 200—300 километров. Информация, получаемая с его помощью, чрезвычайно востребована, но подготовка научных сотрудников для работы на таких инструментах требует большого времени и усилий. Люди учатся годами, прежде чем становятся самостоятельными исследователями в этой сфере.
Третий уникальный, по сути, объект (мы сейчас вышли с предложением о его усовершенствовании) — сибирский солнечный радиотелескоп в Тункинской долине, в Бадарах. Он был удостоен Государственной премии ещё в советские времена. Очень эффективно отработал многие годы, а теперь практически разобран: ему на смену пришёл инструмент нового поколения, лучший инструмент в мире в этой области — многоволновый радиогелиограф…
О наших инструментах я могу рассказывать часами! А если говорить о перспективе, то это, в первую очередь, Национальный гелиогеофизический комплекс, который мы строим под научным руководством Гелия Александровича Жеребцова. Комплекс будет включать в себя целый набор инструментов. Наша область исследований — солнечно-земная физика: физические объекты от Солнца до Земли, связь во всех диапазонах, вопросы, каким образом ведёт себя Солнце, какова его активность, как эта активность распространяется по межпланетному пространству, как она воздействует на магнитосферу, ионосферу и атмосферу Земли. Вся система солнечно-земной связи должна быть закрыта набором инструментов, отвечающих каждый за свой диапазон. Эти инструменты расположены в разных обсерваториях — нельзя их скучивать в одном месте. И хотя они разнесены друг от друга на расстояние до 400 км, вся информация, поступающая от них, будет собираться в Центре обработки данных, рядом с институтом.
Всего в составе нашего гелиогеофизического комплекса будет семь объектов. Один из них уже построен в Тункинской долине, в Бурятии. Он включает набор оптических инструментов для исследования средней атмосферы, собственных её свечений. Это очень интересная область пространства, которую другими способами, кроме как пассивной оптикой свечения и зондирования, наблюдать нельзя. Радиотехническими методами область пространства с высотами 90—100 километров практически не берётся, поскольку там нет эффективных рассеивателей в радиодиапазоне.
В этом году мы запускаем многоволновой солнечный радиогелиограф — крайне важный инструмент, делающий томографию солнечной короны. Мы заканчиваем его строительство и вводим в эксплуатацию.
Следующий объект — крупный солнечный телескоп. Такого рода телескоп имеется только на Гавайях, и он тоже ещё строится. Для солнечных инструментов наш телескоп с трёхметровым зеркалом — уникальный. Известны, конечно, и восьмиметровые телескопы, но это звёздные телескопы, и они в некотором смысле противоположны солнечным. Нередко спрашивают: а в чём разница? Звёздные телескопы, грубо говоря, гоняются за каждым фотоном. А для солнечного трёхметрового телескопа проблема — рассеять шесть киловатт солнечной энергии таким образом, чтобы не создать мощных источников турбулентности, конвекционных воздушных потоков, которые испортят изображение. Проект телескопа готов, прошёл Главгосэкспертизу, а в этом году заложили камень в основание его строительства. Он будет построен в Бурятии, в местности под названием Часовые сопки. Высота обсерватории — более 2000 метров над уровнем моря.