«Найти идею и правильно ее упаковать». Эксперты — о развитии туризма в России
Наставники бизнес-форума «Мастеров гостеприимства», проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» — о создании эффективного туристического продукта, компетенциях персонала и важности делового этикета
Основатель «Территории.РФ», консультант по развитию туризма на территориях Анна Булочникова — о связке эмоционального якоря и культурных ценностей
Туризм — важный инструмент развития территорий, который дает возможность заработать местным жителям. Он состоит из трех треков: инфраструктура (объекты логистики, размещения, питания — именно на этот трек сейчас направлена господдержка), сам турпродукт (все, за что платит турист: маршруты, сувениры, события, встречи с людьми, мастер-классы, оздоровление) и маркетинг (то есть продвижение: турпродукт покупается очень далеко от места реализации и нужно, чтобы турист его заметил). Сложность в том, что все три трека нужно запускать одновременно. Одно без другого работать не будет: нет смысла заниматься турпродуктом, когда под него нет инфраструктуры.
Как и в любом бизнесе, необходимо ответить на три вопроса: какой продукт/услугу, кому и как мы продаем. Мы должны понимать, в чем уникальность и ценность продукта и по каким каналам донести ее до клиента. Бизнес работает только тогда, когда у продукта есть ценность — ее создает культура. С помощью туризма мы транслируем глубинные ценности страны.
Туризм продает впечатления и эмоции. Человек испытывает максимальное количество эмоций в тот момент, когда у него начинают работать два и более органа чувств. Задача предпринимателя — создать этот эмоциональный якорь, чтобы клиент получал максимум удовольствия и готов был за него платить. Чтобы заработать максимум денег, нужно насытить каждый момент путешествия (перемещение, сон, прием пищи, активности) моментами, которые стимулируют эмоции.
Хороший пример совмещения культурных ценностей и эмоционального якоря — этнокомплекс «Бобровая долина» в Ижевске. Все детали интерьера в удмуртском стиле проработаны в мелочах. В номере «Шырчик» («Скворец») над кроватью висит лоскутное панно со скворцами, на стенах — скворечники, а в ванной комнате слышно пение птиц. Еще один пример в хорошем смысле монетизации ценностей — храм Антипы в Москве. Там создана трапезная в формате кофейни, открыт книжный клуб, есть свой мерч (посуда, одежда, украшения), который транслирует православные ценности. Люди готовы платить, потому что все это грамотно упаковано в новый формат. Третий пример — «Дымов керамика» Вадима Дымова и Евгении Зеленской. Они занимаются не только производством и продажей керамики, но также открыли в Суздале рестораны, чайные и гостевые домы. Ценности лежат в основе их бизнеса. Гостевые дома оформлены в стиле русской усадьбы. Их чайные — про большой дом, где за одним столом собираются и общаются близкие люди.