Как игры помогают добиваться целей в работе и в жизни?

ForbesБизнес

МРТ-сканер в виде пиратской шхуны: как геймификация помогает в работе и жизни

Игровые элементы внедряют в рабочие процессы самые продвинутые компании мира — от Microsoft до Amazon. Бизнес-коуч и предприниматель Юрий Мурадян рассказывает, как игры помогают добиваться целей в работе и в жизни и как превратить любую сложную задачу в увлекательный квест

Юрий Мурадян

Фото Sean Do / Unsplash

Homo ludens: зачем мы играем и почему это полезно

Американский философ и профессор Бернард Сьютс в книге The Grasshopper: Games, Life and Utopia определяет игру как добровольное преодоление необязательных препятствий.

Игра увлекала людей во все времена. В процессе игровой деятельности растут мотивация и энергия, время будто останавливается, и человек входит в суперпозитивное психологическое состояние, которое называется «поток».

Игра способна вовлечь настолько, что даже невыносимую боль притупляет эффективнее медицинских препаратов. Джейн Макгонигал в своей книге SuperBetter рассказывает про игру Snow World. Пациентам, которые проходили курс лечения серьезных ожогов, давали играть в нее в момент обработки ран, и люди практически не ощущали боли. Так же как дети, которым включали Super Mario, не чувствовали тревогу перед операцией. Глубокая сосредоточенность на игре позволяла маленьким пациентам забыть о своих переживаниях и возрастающей панике.

Все дело в том, что тревога, страх и боль усиливаются, если осознанно уделять им внимание. Но в момент игры мы слишком заняты, нам некогда думать о плохом. Поэтому психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории потока, называет игры главной поточной деятельностью.

Кроме этого, игровой компонент активирует выброс дофамина в мезолимбическом тракте. Эта часть мозга не только отвечает за удовольствие, но и стимулирует память, повышает мотивацию и целеустремленность. Исследования показали, что когда мы думаем о цели, мозг анализирует затраты и принимает решение о том, стоит ли цель усилий. Результат анализа, в свою очередь, зависит от уровня дофамина: чем он выше, тем легче представить достижение успеха и тем меньше мы беспокоимся по поводу количества приложенных усилий — страх провала уменьшается. И наоборот, при низком уровне дофамина мы взвешиваем усилия тщательнее и склонны преувеличивать сложности, ожидая неудачу.

Игра способна менять не только наше состояние, но и мозг. Исследователь Джон Байерс проанализировал зависимость размера мозга от игрового поведения животных и выяснил: чем интенсивнее игры, тем сильнее развит лобный отдел коры, который отвечает за когнитивные функции.

Игры дают нам конкретную цель, регулярную обратную связь и помогают снять сопротивление: всегда можно начать заново, попробовать по-другому и каждый раз совершенствовать навыки.

Сегодня только видеоиграми увлекается около 3 млрд человек в мире. А по итогам 2019 года в РФ насчитывается свыше 65 млн геймеров, из которых 25% — офисные сотрудники. Каждый шестой геймер — рабочий или школьник, каждый десятый — менеджер или руководитель.

Что такое геймификация и почему она эффективна

Пирс Стил, автор «Уравнения прокрастинации», отмечает: 95% опрошенных признались в систематическом откладывании важных дел. Тимоти Пичел, автор «Решения загадки прокрастинации», утверждает: подобная реакция сопровождает неинтересные или трудные задачи. Кроме этого, мы часто откладываем все, что недостаточно структурировано или вызывает скуку.

Так работает наш мозг. Он стремится уйти от боли и получить удовольствие как можно быстрее. Сложные, объемные задачи ассоциируются у него с болью, и первая реакция мозга — отторжение. Именно поэтому нам бывает трудно регулярно ходить в спортзал или сидеть на диете, чтобы привести себя в форму. Мозг не хочет ждать столько времени — ему нужно получить удовольствие от результата здесь и сейчас.

Перенести фокус внимания с цели на деятельность и тем самым упростить процесс достижения результата помогает геймификация — использование игровых элементов в неигровом контексте. С помощью внедренных правил скучные и трудные дела становятся увлекательными.

Каждый раз, когда мы получаем обратную связь от совершенного в процессе геймификации действия, вырабатывается дофамин. Повышение его уровня настраивает на более упорную работу и запускает биохимический процесс привыкания, который, в свою очередь, помогает находить выход из любых ситуаций.

Исследования показывают, что геймеры более упорны и настойчивы не только в видеоиграх. Они прилагают больше усилий и при решении повседневных проблем. Из этого следует, что выработка дофамина меняет мозг в долгосрочном плане.

Мы расположены к игре психологически, именно поэтому геймификация приносит результат, отмечает маркетолог Нил Патель. Опрос, проведенный сотрудниками образовательной платформы TalentLMS, показывает, что если задача представляет собой геймификацию, 89% респондентов стремятся ее выполнить. Люди перестают думать, что их принуждают. У них включается азарт, и им становится интересно выиграть. Внешняя мотивация, которая в бизнес-процессах практически неэффективна, уступает место внутренней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из помазанников Божьих в святые мученики Из помазанников Божьих в святые мученики

Расстрел царской семьи — едва ли не самый хорошо исследованный сюжет

Дилетант
Надежда Батоева Надежда Батоева

Балерина Надежда Батоева — о том, как она стала примой Мариинского театра

Собака.ru
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Человечеству нужно стать тише ради животных. Шумовое загрязнение делает жизнь многих из них невыносимой Человечеству нужно стать тише ради животных. Шумовое загрязнение делает жизнь многих из них невыносимой

Человеческий шум — невидимая причина стресса для животных

ТехИнсайдер
Так думают женщины о... Так думают женщины о...

Очередная попытка выяснить, чего хочет женщиина

Playboy
Наш мозг считает быстрее всего не слева направо, а снизу вверх Наш мозг считает быстрее всего не слева направо, а снизу вверх

Самое удобное для нашего мозга расположение чисел — в столбик снизу вверх

ТехИнсайдер
Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
Можно ли создать идеального бота: разрушаем главные заблуждения о голосовых помощниках Можно ли создать идеального бота: разрушаем главные заблуждения о голосовых помощниках

Разбираемся в мифах и реальных фактах о голосовых помощниках

ТехИнсайдер
Археологи обнаружили древнейшее просо Британии Археологи обнаружили древнейшее просо Британии

Это просо вырастили в Британии около 910–800 годов до нашей эры

N+1
Что крадут наши эмоции: 7 фактов Что крадут наши эмоции: 7 фактов

Факты о негативном влиянии эмоций на нашу жизнь

Psychologies
Футбол и лирика: в прокат вышел документальный фильм о клубе «Манчестер Юнайтед» Футбол и лирика: в прокат вышел документальный фильм о клубе «Манчестер Юнайтед»

До российского проката добрался документальный фильм «Великий «Юнайтед»

Forbes
Как правильно закусывать? Как правильно закусывать?

Классические сочетания алкогольных напитков и еды, полезные и вредные комбинации

Maxim
7 российских брендов, которые используют традиционные элементы в дизайне одежды 7 российских брендов, которые используют традиционные элементы в дизайне одежды

Российские бренды, вдохновленные сказками и историей

СНОБ
Не только о драконах: краткий гид по современному фэнтези Не только о драконах: краткий гид по современному фэнтези

Разбираемся, из чего состоит литературный жанр фэнтези

Правила жизни
Донья Пас: катастрофа, унесшая больше жизней, чем гибель Титаника Донья Пас: катастрофа, унесшая больше жизней, чем гибель Титаника

Паром Донья Пас должен был прибыть в Манилу в четыре часа утра

VOICE
Из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть до рождения Из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть до рождения

Тепловой стресс укорачивает длину теломер у матерей и их потомства

N+1
7 милых и крайне опасных представителей мира животных 7 милых и крайне опасных представителей мира животных

Милые животные, встреча с которыми может быть смертельно опасна

ТехИнсайдер
Правила секса Светланы Бондарчук Правила секса Светланы Бондарчук

Приглашенный главный редактор делится открытиями на пути принятия себя

Psychologies
История Товия, или почему ветхозаветные сюжеты стали популярны в эпоху барокко? История Товия, или почему ветхозаветные сюжеты стали популярны в эпоху барокко?

Еще одна интересная картина из постоянной экспозиции Эрмитажа

Правила жизни
Неожиданно дорогие советские вещи, которые можно найти у себя на чердаке Неожиданно дорогие советские вещи, которые можно найти у себя на чердаке

Шанс найти или случайно добыть нечто стоящее совсем не иллюзорен

Maxim
Найти свою зону ближайшего развития и изменить жизнь Найти свою зону ближайшего развития и изменить жизнь

Зона ближайшего развития — работает ли это понятие для взрослых?

Psychologies
Весь мозг на одном кристалле. Будущее мемристоров приближается Весь мозг на одном кристалле. Будущее мемристоров приближается

Мемристорная вычислительная техника может прийти на смену традиционной

ТехИнсайдер
Как жара влияет на организм Как жара влияет на организм

Врач объяснил, что происходит с нашим телом под воздействием высокой температуры

Psychologies
Андрей Кончаловский: гид по творчеству живого классика (азбука «Правил жизни») Андрей Кончаловский: гид по творчеству живого классика (азбука «Правил жизни»)

Опорные пункты в творчестве мэтра Андрея Кончаловского

Правила жизни
Кирилл Рябов: «Женщина» Кирилл Рябов: «Женщина»

Отрывок из сборника рассказов, соединяющего лейтмотивы гуманистической традиции

СНОБ
Успеть за 26 дней Успеть за 26 дней

7 интересных мест для путешествий по России

Лиза
«Хотел попробовать девственность»: история маньяка Романа Бурцева, который охотился на девочек «Хотел попробовать девственность»: история маньяка Романа Бурцева, который охотился на девочек

Роман Бурцев — самый яркий маньяк 90-х

VOICE
Как завести автомобиль, у которого сел аккумулятор Как завести автомобиль, у которого сел аккумулятор

Как безопасно завести машину с севшим аккумулятором?

ТехИнсайдер
Режиссер Келли Райхардт — о фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века Режиссер Келли Райхардт — о фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века

Вспоминаем наше интервью с Келли Райхардт о картине «Первая корова»

Правила жизни
Боязнь пропустить интересное: 8 признаков зависимости от смартфона Боязнь пропустить интересное: 8 признаков зависимости от смартфона

Проверьте, не попали ли вы в цифровую кабалу

Psychologies
Открыть в приложении