«Может привести к гражданской войне». Чем для России опасно возвращение смертной казни
В России могут вернуть смертную казнь. Пока на нее действует мораторий, но возможность его снятия допустил председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. «Сноб» выяснил, каким преступникам могут назначить смертные приговоры и почему возвращение в судебную практику высшей меры наказания может привести к народным волнениям
От запрета до сомнения
С 1962 по 1989 год были вынесены 24 422 смертных приговора. «Высшую меру» могли назначить за 33 преступления, среди которых измена родине, бандитизм, мародерство и «нарушение правил валютных операций». По данным Академии народного хозяйства при правительстве РФ, количество смертных приговоров начало сокращаться с середины 1980-х. Если в 1984 к высшей мере приговорили 488 человек, то в 1985 — 407, а в 1989 — 100.
В 1997 году к смерти было приговорено 116 россиян. Однако 16 апреля того же года Россия подписала шестой протокол «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», по которому страна должна отказаться от смертной казни в мирное время.
Более того, 20-я статья Конституции (часть. 2) ставит перед законодательством цель — полностью отменить смертную казнь, объяснил «Снобу» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант. О запрете применять «высшую меру» говорят и суды. В 1999 году Конституционный суд (КС) запретил приговаривать к расстрелу до тех пор, пока в стране не введут повсеместное рассмотрение дел судом присяжных. А в 2009 году он запретил выносить смертные приговоры даже после того, как суды присяжных появились в последнем регионе РФ — Чечне.
Однако председатель Конституционного суда Валерий Зорькин считает, что решение КС о запрете выносить смертные приговоры вовсе не означает, что оно не может быть отменено в России в будущем. Об этом юрист написал в своей новой книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл». По словам автора, этот вопрос не может быть закрыт, пока в стране совершаются умышленные убийства. При этом введенный мораторий он назвал «уступкой» (вероятно, Совету Европы, при вступлении в который и был подписан протокол Конвенции).