Отношения продюсера и актеров — самое ценное и дорогое, что может быть

Коллекция. Караван историйКультура

Леонид Роберман. Авантюрист

К Наташе Гундаревой было опасно подходить близко, но это и привлекало. В этой женщине был заряд, который мог взорваться в любой момент. И разнести все в клочья.

Беседовала Алла Занимонец

Фотограф Валерий Плотников

Леонид, интересно, что самое страшное для театрального продюсера, которым вы являетесь уже четверть века, перед выпуском спектакля?

— Когда все идет хорошо и гладко. В этом случае ожидай какой-нибудь подлости или пакости. Потому что обязательно где-то что-то затаенно зреет и в самое неподходящее время обязательно прорвется. Когда существует конкретная проблема, значительно легче: это мобилизует, появляется энергия. Недавно мы выпустили с Дмитрием Крымовым спектакль «Двое». Накануне премьеры постоянно что-то случалось. Проблемы были во всем: со звуком, светом, партером, артистами. И я был этому рад. Как говорят в Испании: «Нет плохого, что хорошим бы не обернулось». Так случилось и здесь. Закончилось все оглушительным успехом, но это было потом, а в процессе приходилось совмещать и быть сразу и психоаналитиком, и психиатром, и психбольным — все в одном лице.

— С Крымовым вы сделали уже третий спектакль.

— Да, есть еще «Безприданница» и «Борис», который был номинирован на «Золотую маску» (Тимофей Трибунцев получил премию за лучшую мужскую роль. — Прим. ред.).

— Как вам кажется, сейчас, когда мы все устали от пандемии, от всего творящегося безумия, может быть, стоит ставить что-то веселое?

— Нет, мне что-то не хочется сейчас смеяться. Совсем. Как-то не до смеха, и дело даже не в пандемии. Аргументов, чтобы не жить, сейчас больше.

Тимофей Трибунцев и Леонид Жаров в спектакле «Борис». Фото: Ксения Угольникова/из архива Л. Робермана

— После вашего спектакля хочется жить?

— Не знаю. Еще не видел его, только фрагменты репетиции. Я настолько поглощен реализацией самого проекта, что пока не до этого. Хотя лукавлю, знаю, что зрители довольны. Впрочем, слово «довольны» не самое точное. «Спасибо за два часа боли, которые я испытала», — так написала мне одна зрительница. Думаю, что ни для режиссера, ни для продюсера высшей похвалы быть не может.

Кстати, с «Борисом» происходило то же самое. Я был настолько опустошенным и уставшим, что чувствовать уже не мог. Мог только созерцать со стороны. У меня не осталось душевных сил, чтобы перестроиться и стать просто зрителем. Я продолжал оставаться продюсером и наблюдая за происходящим, думал только: «Вот, ворон полетел, о, семь тысяч», «Понесли гроб. Сорок две тысячи несут». Такая крайняя степень усталости. Пока, как говорил Юрский, «мне нужно духу набраться», а уж потом, набравшись, пойду смотреть наш новый спектакль.

Сергей Юрский в спектакле «Полеты с ангелом. Шагал». Фото: из архива Л. Робермана

— Приведите, пожалуйста, пример, чтобы мы поняли уровень проблем театрального продюсера.

— Ремонт декораций, костюмов, продажа билетов — не являются проблемами. Это рабочие задачи, которые решаются очень просто. Основные же проблемы — это проблемы отношений. Все мы слышали о рейдерских захватах, когда люди приходят в уже готовую, успешную компанию и отнимают бизнес. Однако никто не слышал о том, чтобы захватили театральную компанию. Это невозможно! Ибо в основе успешной работы компании лежат отношения между продюсером и актерами. Именно эти отношения — самое ценное и дорогое, что может быть. Их можно заслужить — работой, заботой об актерах, годами сотрудничества, либо...

— Заставить?!

— Заставить нельзя. Артисты — это ведь такие заразы, которые обязательно... выскользнут. Не захотят играть, пойдут к врачу, возьмут справки, и ты ничего им не сделаешь. К сожалению, закон окажется не на твоей стороне. Возможности продюсера в России очень отличаются от таковых за границей. Там продюсер — владыка, хозяин, господин. В России же он чаще всего — обслуживающий персонал.

Хорошо, если артист вам прямо скажет: «Я не выйду на сцену». Хуже, когда артист говорит «Я выйду» и исчезает, не берет трубку и не появляется там, где ты его ожидаешь. Здесь продюсер бессилен, а закон в результате окажется на стороне артиста.

— Часто бывали такие случаи?

— Часто. И что еще хуже, с теми людьми, которыми дорожил, ценил их и уважал. Я терял артистов, причем иногда даже продолжая с ними работать. Лет двадцать назад случайно встретившийся драматург мне сказал: «Сегодня случилось самое страшное. Я разлюбил их — актеров...»

Тогда мне показалось это красивыми словами, и только много позже я осознал весь драматизм этой фразы. В театральном бизнесе можно быть успешным при одном условии — только тогда, когда существует любовь.

— Конкретики хочется.

— Конкретика простая... Назову людей, которых любил и для которых мог сделать все и даже больше: Сергей Юрский, Валентин Гафт, Николай Волков и, конечно, Любовь Полищук. Это те, в ком не разочаровался. Те, кого любил, люблю и буду любить. Те, кого уважал и продолжаю уважать. Но было и по-другому...

Джигарханян — один из первых артистов, с которыми я начал сотрудничать. Когда он согласился работать со мной, я был безмерно счастлив. Но точно так же, а может быть и более, был рад, когда спустя четыре года наше сотрудничество закончилось.

Союз может длиться бесконечно долго только в случае, если люди разделяют единые человеческие ценности, а когда встречаешь человека, для которого ничего, кроме него самого, не существует, когда все его поступки определяются только личным интересом без учета последствий для другого либо для других, союз должен распасться.

То, что отношения нужно разрывать сразу, как только ты с этим столкнулся, я понял не сразу.

С Валерием Гаркалиным и Никасом Сафроновым. Фото: Наталия Чебан/из архива Л. Робермана

— Так что же произошло с Джигарханяном?

— Ничего. Кроме того, что Армен Борисович несколько раз меня подвел. И даже не столько меня, сколько тех зрителей, которые его ожидали, а он не приезжал. И не имеет значения, по какой причине это происходило: возникали ли более важные дела, поступало ли более выгодное финансовое предложение либо нечто третье — не имеет значения.

Почему мы не расстались сразу же после первой истории, когда он не вылетел на назначенный спектакль, — не знаю. Вернее знаю... У меня не хватило мужества сказать ему то, что я должен был сказать. В подобных случаях необходимо расставаться сразу, не тянуть, не думать, что все изменится, что это нелепая случайность, что ты заработаешь денег, а уже потом расстанешься. Не заработаешь... Потеряешь. И не только деньги, но и людей, которые больше никогда не будут с тобой работать. Увы, все осознаешь слишком поздно.

Долгое время я считал себя гением. Для меня было более важно настоять на своем, чем поступить так, чтобы сложилось дело.

— То есть лучше пойти на уступки?

— Смотря что важнее. Если подчинить себе артиста, чтобы было по-твоему, — настаивай. Но знай, что в следующий раз, когда будет выбор поехать с тобой либо с другим продюсером, он выберет другого.

Отношения с артистами — целая наука, и у меня были замечательные учителя. К примеру Наташа Гундарева, которая говорила: «Лень, ты не имеешь права возить нас на «жигулях». Скажи об этом тем, кто нас приглашает. Это нужно не мне, а им». Видит бог, я не понимал. Дошло позже. Популярный артист — это сказка, миф, легенда! А легенду необходимо поддерживать, потому что если зритель увидит, как любимец миллионов выкарабкивается из «жигулей», он сразу потеряет интерес и уже никогда не пойдет на следующий спектакль.

Артист — это олицетворение мечты, недоступной вершины, того, к чему человек стремится, чего рьяно хотел бы. Но у него не получается... Поэтому и должны быть «роллс-ройсы», лучшие гостиницы, охранники и все атрибуты звездной жизни. В том бизнесе, которым занимаюсь я, это один из непреложных законов.

— Первый ваш спектакль состоялся ровно двадцать пять лет назад, в 1996-м, когда вы основали агентство «Арт-Партнер». В нем играли настоящие звезды. Как удалось убедить их вам поверить?

— Спектакль назывался «Какая идиотская жизнь». В ролях Джигарханян, Гундарева и Гаркалин. Каким же я был дураком! Ну как можно было так все организовать, чтобы на первые гастроли, а они прошли в Киеве, Джигарханян и Гундарева летели на одном самолете, а Гаркалин — на другом, попроще. Как можно было поселить их в разные гостиницы... И почему мне тогда казалось, что Валера — артист другого уровня, хотя он уже был и «Каталой», и «Ширли-мырли»?! В результате мы отыграли положенные спектакли, а потом, по возвращении в Москву, мне позвонил Гаркалин и сказал: «Леня, я больше не играю в твоем спектакле, ищи другого артиста». Я его оскорбил, унизил, продемонстрировал, что, мол, знай, сверчок, свой шесток. Но себя же я поселил не с Гаркалиным в одной гостинице, а с Гундаревой и Джигарханяном. Сам я был тогда кто? Никто.

Слава богу, что мне тогда удалось найти слова, извиниться, оправдаться.

— Удивительно, что он вообще сыграл.

— Удивительно конечно. Но может быть, именно благодаря этой истории мне удалось сделать с Валерой еще два спектакля и сохранить наши отношения по сей день. Поэтому сейчас хочу сказать: «Валера, спасибо, благодарю тебя за то, что ты многому меня научил!»

Если вы меня спросите, продолжаю ли я совершать ошибки, отвечу, что продолжаю.

— Какие?

— Ну вот представьте себе: кто-то заболел накануне спектакля. Последние два года это случается постоянно, но в суете ты можешь об этом забыть и другие артисты узнают о замене или отмене в самый последний момент. Хорошо, если они позвонят и скажут тебе, что ты свинья. Хуже, если они промолчат, но запомнят. Конечно, в итоге накопленное прорвется и есть большой шанс потерять спектакль полностью.

С Дмитрием Крымовым. Фото: Владимир Максимов/из архива Л. Робермана

— Леонид, вы проработали с Арменом Джигарханяном несколько лет. Как вам, в то время неизвестному в актерских кругах человеку, удалось убедить мэтра начать сотрудничество? Пришли и сказали: «А давайте вы будете участвовать в спектакле»?

— Дураком был. У меня действие опережало сознание: сначала делал, потом уже думал. А чем больше дурак, тем легче работать. И я был невероятно наглым. Авантюрист!

Армен Борисович был мудрым, вообще никому не отказывал. Соглашался, а потом все либо случалось, либо само собой рассасывалось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Верю в любовь Верю в любовь

Марина Зудина – о взаимной любви, которая должна случиться хоть раз в жизни

Домашний Очаг
Итак, вы внутри матрицы: какую рекламную кампанию развернули создатели Итак, вы внутри матрицы: какую рекламную кампанию развернули создатели

“Матрица” стирает границы между реальностью и симуляцией — не только в фильмах

Esquire
Анна Банщикова. Время женщин Анна Банщикова. Время женщин

Женщинам вообще тяжелее по многим параметрам

Коллекция. Караван историй
Особенности профориентации подростков Особенности профориентации подростков

Если подросток мечтает стать практикующим психологом

СНОБ
Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина

Максим Никулин — о своем отце Юрии Никулине и судьбе, переплетенной с цирком

Коллекция. Караван историй
«Секс в большом городе» уже не тот? Образы звезд на премьере продолжения сериала «Секс в большом городе» уже не тот? Образы звезд на премьере продолжения сериала

Как менялся стиль звезд сериала «Секс в большом городе» от премьеры к премьере

Cosmopolitan
О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
Как прошла первая дизайн-конференция Сбера SberDesign Conf Как прошла первая дизайн-конференция Сбера SberDesign Conf

Сбер провел свою первую глобальную конференцию по дизайну

РБК
Сергей Степин. Без обид Сергей Степин. Без обид

Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это опыт. Пусть неудачный, но опыт

Коллекция. Караван историй
Китайский премиум: стоит ли брать Exeed VX Китайский премиум: стоит ли брать Exeed VX

Exeed VX — кроссовер с 249-сильным мотором и преселективным «роботом»

Maxim
“Теперь меня никто не тронет” “Теперь меня никто не тронет”

Что подтолкнуло нашу героиню пойти в монахини и о чем она жалеет?

Psychologies
59 м² 59 м²

Квартира с яркими акцентами по проекту Ильи Гульянца

AD
Почему Фрида Кало рисовала только себя? Почему Фрида Кало рисовала только себя?

Мексиканская художница Фриада Кало была одной из самых ярких женщин ХХ века

Cosmopolitan
Как вернуть некачественный товар: о законах простыми словами Как вернуть некачественный товар: о законах простыми словами

Как вернуть покупку?

CHIP
Зверь с тонкой кожей Зверь с тонкой кожей

За свою карьеру Жан-Поль Бельмондо снялся в более чем 90 фильмах

Playboy
Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем

Кто и как нам будет доставлять еду в ближайшие годы?

Forbes
Звезда Немезида: тайный близнец Солнца мог привести к массовому вымиранию и гибели динозавров Звезда Немезида: тайный близнец Солнца мог привести к массовому вымиранию и гибели динозавров

Где-то на задворках нашей звездной системы прячется "отторгнутый" близнец Солцна

Популярная механика
«Дом Gucci»: семейный портрет в интерьере «Дом Gucci»: семейный портрет в интерьере

Черная комедия, замечательная сатира, высмеивающая высшее общество и его нравы

GQ
«Люди так бесчеловечны, так людоедны, они такие животные» «Люди так бесчеловечны, так людоедны, они такие животные»

Игорь Северянин о том, как тяжело жить человеку с тонкой душевной организацией

Weekend
«Краткая история Европы» «Краткая история Европы»

Отрывок из книги «Краткая история Европы» — о победе науки над церковью

N+1
Шарик бриллиантовый, ваш! Шарик бриллиантовый, ваш!

Свяжите ёлочные шары, и других таких не будет ни у кого!

Наука и жизнь
Детство во время войны: каким получился «Белфаст» Кеннета Браны Детство во время войны: каким получился «Белфаст» Кеннета Браны

Черно-белый «Белфаст» Кеннета Браны

РБК
Что делать, если сервис не может починить гаджет по гарантии? Что делать, если сервис не может починить гаджет по гарантии?

Многие сервисы затягивают ремонт под разными предлогами

CHIP
Интим предлагать Интим предлагать

Когда женщина выбирает отношения без обязательств

Лиза
Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте

Константин Хабенский о «Чемпионе мира», шахматах и неудачных проектах

GQ
Фрига как высший смысл Фрига как высший смысл

Кто такие фриганы и зачем они охотятся за просроченными продуктами?

Playboy
Секрет скорости: как бегает гепард? Секрет скорости: как бегает гепард?

Почему гепард так быстро бегает

Популярная механика
В путешествие с ребенком: как не испортить себе отдых В путешествие с ребенком: как не испортить себе отдых

Время отпусков и путешествий. Встает вопрос: как быть с ребенком?

Psychologies
История компании «Ценципер» История компании «Ценципер»

От культовой реновации Парка Горького до фотовыставок в «Пятерочке»

Inc.
Как запустить процесс коллективного воображения и эффективно генерировать идеи Как запустить процесс коллективного воображения и эффективно генерировать идеи

Отрывок из книги «Машина воображения» — о том, как генерировать идеи

СНОБ
Открыть в приложении