Как в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах

МотоАвто

1946: «Макаки» прилетели

Такого в нашей истории ещё не было и, похоже, уже никогда не будет: в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах.

Текст Александра Воронцова

Экспериментальный мотоцикл с приводом на колесо коляски М-75 (современная реконструкция).

Если 1945 год был временем определения ориентиров и лихорадочного сбора доставшегося от Германии наследия, то 1946‑й стал эпохой реального становления нашего послевоенного мотопрома. Заработали заводы, которые на полвека вперёд стали определять лицо нашего мотоциклизма – причём, за малым исключением, они сохраняли в производстве те же классы мотоциклов, что и в 1946 году.

В наше время, когда на осторожные эксперименты и вялую подготовку производства тратятся чуть ли не десятилетия, характерные для 1946 года темпы кажутся невероятными. Но конструкторы и производственники тех времён – это люди, которые во время войны в считанные месяцы ставили на поток новые системы оружия, и опыта авральной работы им было не занимать. Приказ на освоение совершенно новой – и весьма сложной – продукции они восприняли как должное. Безусловно, немалую помощь им оказали специалисты серпуховского ВКБ, в феврале 1946 года преобразованного в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения). Его основу составляли инженеры, получившие опыт создания мотоциклов ещё до войны, а современное испытательное оборудование появилось благодаря репарациям – в основном с завода DKW. ЦКЭБ в те времена располагалось на территории Серпуховского мотозавода, который, пытаясь освоить производство М1А (что давалось с огромным трудом, поскольку возможности завода были весьма скромными), одновременно собирал экспериментальные мотоциклы по заказу конструкторского бюро. Так, в 1946 году были изготовлены десять мотоциклов с приводом на колесо коляски – пять нижнеклапанных М-73 и пять верхнеклапанных М-75 (после войны было решено продолжить эксперименты по повышению проходимости армейских мотоциклов), а также десять спортивных мотоциклов С1А. Эти машины, разработанные на основе М1А, отличались двигателем с цилиндром из алюминиевого сплава, с запрессованной стальной гильзой, и двумя выпускными трубами. Мощность двигателя удалось поднять до 5,2 л.с. при 5000 об / мин. Вторым важным новшеством в С1А стала задняя подвеска смешанной конструкции, в которой маятник сочетался с пружинами «свечной» установки.

Спортивно-дорожный мотоцикл С1А.

Киевский мотоциклетный завод был образован согласно постановлению СНК СССР от 12 сентября 1945 года на основе Бронетанковоремонтного завода № 8. Естественно от ремонта танков до производства лёгких мотоциклов – дистанция огромного размера. Но к началу 1946 года удалось получить технологическое оборудование завода Wanderer, где выпускалась взятая за образец модель, а переводом конструкторской документации занимался ЦКЭБ. Но главная сложность была в том, что на лёгком мотоцикле Wanderer 98 применялся покупной двигатель Sachs, а эта компания оказалась в Западной зоне оккупации Германии. Всё же добиться репарационных поставок двигателей из Германии удалось. Впрочем, поначалу потребность в них была не очень велика – в 1946 году завод собрал всего 100 мотоциклов, получивших имя К1Б «Киевлянин».

С типом мотоцикла, который будут выпускать на Московском мотозаводе, совет Наркомата автомобильной промышленности определился лишь в начале 1946 года. Проекты четырёхтактных вариантов окончательно оставили, завод был ориентирован на производство М1А, который по этому случаю получил звучное имя «Москва» (правда, в народе к этому мотоциклу и его потомкам прилепилось менее пафосное имя «макака»). Более того: московский завод был назначен головным по производству копии DKW RT125 (напомним, что её изготовление планировалось также в Коврове и Серпухове) с программой 80 000 машин в год. Но первый мотоцикл этого типа удалось сделать лишь в мае 1946 года, а перейти на его серийное производство только в последнем квартале. Дело в том, что в конце войны было завезено по ленд-лизу столько машинокомплектов американских мотоциклов, что Московский мотозавод занимался их сборкой не только весь 1945 год, но и бóльшую часть 1946 года (за десять месяцев собрали 2214 «американцев»).

Лёгкий мотоцикл К1Б «Киевлянин».

Если сотрудники Московского мотозавода к этому времени имели большой опыт производства мотоциклов, то для Ковровского пулемётного завода имени К. О. Киркижа такая продукция была внове. Но, как сказал на выступлении в марте 1946 года первый начальник мотопроизводства Александр Петрович Павлов: «Поставить изготовление мотоциклов в заводе – значит выдержать послевоенный экзамен на техническую и производственную зрелость». Задача действительно было не проста: несмотря на техническую «помощь» оборудованием из Германии, на заводе пришлось сделать около 3500 различных инструментов, тысячу приспособлений, 748 штампов… Тем не менее в середине ноября 1946 года были сделаны первые 50 мотоциклов, получивших обозначение К-125. Интересно, что московские и ковровские мотоциклы, имея общий прототип, всё же отличались друг от друга в деталях, прежде всего в компоновке электрооборудования. На К-125, как и на DKW, под седлом была установлена коробка электроприборов с центральным переключателем, реле и контрольной лампой. Москвичи же имели опыт производства М-72 – и на М1А, как и на тяжёлом мотоцикле, контрольная лампа и переключатель находились в фаре.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я записался в добровольческую армию» «Я записался в добровольческую армию»

Еврей-доброволец пишет письмо русским белогвардейцам в оккупированном Париже

Дилетант
Как «читать» музыкальное произведение Как «читать» музыкальное произведение

Музыкант и журналист Ляля Кандаурова написала книгу для детей родителей

СНОБ
Ниже некуда Ниже некуда

Гипотония очень мешает жить. Как стабилизировать давление?

Лиза
GMail для биткоина: как миллиардер-анархист создал главную криптобиржу США GMail для биткоина: как миллиардер-анархист создал главную криптобиржу США

Брайан Армстронг построил криптобиржу как главное хранилище цифровых активов

Forbes
Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты

Большинство диет предполагает ограничения в питании

Cosmopolitan
Правила жизни Сергея Мавроди Правила жизни Сергея Мавроди

Жизнь у меня пропащая, честно скажу

Esquire
Эксклюзив Cosmo: Джейн Биркин о стиле, сексуальности и творчестве Эксклюзив Cosmo: Джейн Биркин о стиле, сексуальности и творчестве

Интервью с Джейн Биркин – легендарной певицей, актрисой и фэшн-иконой

Cosmopolitan
Владимир Гусев Владимир Гусев

Интервью с директором Русского музея

Собака.ru
Восточный мотив Восточный мотив

Лучший вариант поездки на море в марте – это Дубай

Grazia
Моментальное решение задач и почти абсолютная защита данных: как применяют квантовые технологии и в чём их недостатки Моментальное решение задач и почти абсолютная защита данных: как применяют квантовые технологии и в чём их недостатки

Обзор современных разработок и компаний, которые создают квантовые компьютеры

VC.RU
Монологи вагины Монологи вагины

Косметика и салонные процедуры для вульвы – необходимость или мимолетный тренд?

Grazia
Ужасный конец или ужас без конца: почему развал сделки ОПЕК+ был неизбежен Ужасный конец или ужас без конца: почему развал сделки ОПЕК+ был неизбежен

Сдерживание добычи бессмысленно

Forbes
Полимер ждет строгих мер Полимер ждет строгих мер

Какие новые материалы придут на смену пластику

РБК
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Антоха MC: «Я никакой не хедлайнер, я просто музыкант» Антоха MC: «Я никакой не хедлайнер, я просто музыкант»

Антоха МС: есть ли в возрасте символичность и что такое «интересная жизнь»

РБК
Как устроен истребитель ПАК ФА Т-50 Как устроен истребитель ПАК ФА Т-50

Число истребителей пятого поколения в мире растет

Maxim
Анат Гайгер: «Когда есть танец энергий Инь и Ян — случается магия» Анат Гайгер: «Когда есть танец энергий Инь и Ян — случается магия»

Анат Гайгер, преподаватель направлений Хатха, Виньяса, Инь-йога

Yoga Journal
«Конструктор» за $1,2 млн: кто и как зарабатывает на советском наследии «Конструктор» за $1,2 млн: кто и как зарабатывает на советском наследии

Какие советские артефакты покупают коллекционеры и музеи

Forbes
Оправдания для обнуления. Как государство защищается от критиков Оправдания для обнуления. Как государство защищается от критиков

Государство пытается защитить президента от обвинений в узурпации власти

СНОБ
Физики получили новую спиновую жидкость из октупольного квантового льда Физики получили новую спиновую жидкость из октупольного квантового льда

В соединении со структурой минерала прирохлора сделано физики сделали открытие

N+1
Слишком старая. За что осуждают Мадонну Слишком старая. За что осуждают Мадонну

Отрывок из книги «Слишком толстая, слишком пошлая, слишком громкая»

СНОБ
Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие» Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие»

Диана Арбенина — о качествах настоящего профессионала и главной асане в жизни

Yoga Journal
5 правдивых историй про Билла Гейтса, в которые трудно поверить 5 правдивых историй про Билла Гейтса, в которые трудно поверить

Жизнь Билла Гейтса во многих отношениях отличается от жизни большинства из нас

Playboy
8 неожиданных фактов о самом рогатом виде транспорта 8 неожиданных фактов о самом рогатом виде транспорта

Троллейбусы не те, чем кажутся…

Maxim
До 90 рублей за доллар: что сулят российской валюте самые негативные сценарии До 90 рублей за доллар: что сулят российской валюте самые негативные сценарии

Обвал на рынке нефти привел к новому резкому ослаблению рубля

Forbes
«Общественное мнение, или Власть цифр» «Общественное мнение, или Власть цифр»

Отрывок из книги Григория Юдина «Общественное мнение, или Власть цифр»

N+1
В Африку гулять В Африку гулять

Четверо детей, переезд в Африку, обучение дома – о жизни семьи Епифановских

Домашний Очаг
Вне времени Вне времени

TAG Heuer, всемирно известный швейцарский бренд, соединил невозможное

Популярная механика
Как оставаться в форме даже в режиме самоизоляции. Интервью с тренером Павлом Кондрашевым Как оставаться в форме даже в режиме самоизоляции. Интервью с тренером Павлом Кондрашевым

Павел Кондрашев о том, как поддерживать форму и иммунитет в изоляции

СНОБ
8 экстремальных посадок самолетов 8 экстремальных посадок самолетов

Как в «Экипаже», только по-настоящему!

Maxim
Открыть в приложении