GMail для биткоина: как миллиардер-анархист создал главную криптобиржу США
Брайан Армстронг одним из первых распознал перспективы строительства новой финансовой системы на базе блокчейна и построил криптобиржу Coinbase как главное хранилище цифровых активов в США. Насколько велики амбиции предпринимателя, чье состояние Forbes оценивает в $1 млрд?
В начале улицы Калифорния-стрит в Сан-Франциско возвышаются величественные каменные колонны — вход в здание банка, построенное еще в XIX веке. В нескольких шагах от символа традиционной финансовой системы расположился офис флагмана индустрии новой эры — крупнейшей в США биржи криптовалют Coinbase. Это настоящий улей из разработчиков софта и молодых специалистов по маркетингу, в котором сталкиваются два мира — регламентированного банкинга и криптоанархизма.
Консервативный анархист
Именно к лагерю цифровых анархистов в стиле ведения дел и жизненной философии близок 37-летний сооснователь и гендиректор Coinbase Брайан Армстронг, чье состояние Forbes оценивает в $1 млрд. Несмотря на «бумажное» богатство, в офисе он сидит за тесным столом рядом с другими сотрудниками, словно дело происходит в библиотеке. Одетый в черную футболку, черные брюки и модные белые кроссовки, Армстронг увлеченно рассуждает о дивном новом мире, в котором люди освободятся от оков банков-корпораций и государств, контролирующих распределение ресурсов. В ходе большого интервью Forbes обычно сдержанный и неразговорчивый предприниматель признается, почему решил заняться развитием криптовалют: «Я хотел, чтобы у мира была глобальная открытая финансовая система, стимулирующая инновации и продвигающая идеи свободы».
Переходя к описанию бизнес-модели Coinbase, он, впрочем, «выключает» анархиста и по взглядам оказывается ближе к «белым воротничкам» в деловых костюмах, работающим в зданиях по соседству. Консерватизм объясним: за восемь лет развития биржа криптовалют достигла огромных масштабов — открыла 35 млн счетов, хранит активы более чем на $21 млрд и, по расчетам Forbes, уже в 2020 году достигнет показателя выручки в $800 млн.
Этот успех обеспечен как раз тем, что компания работает как настоящий банк: принимает средства клиентов через банковские переводы и хранит активы (цифровые ключи для разблокировки токенов) в сейфах. Coinbase пользуется услугами страхового рынка Lloyd’s of London, а в ее отделе безопасности работает 41 специалист, включая ветерана Иракской войны, который отвечает за охрану «физического» офиса, и сотрудника с докторской степенью в области криптографии, который так же защищает «цифровое» пространство биржи.
Безопасность — главное конкурентное преимущество компании Армстронга. Например, японская площадка Mt. Gox, в какой-то момент лидер глобального рынка, прогорела в 2014 году, когда хакеры тайно похитили токены ее клиентов на $480 млн. Не удалось восстановить доступ к накоплениям, эквивалентным $150 млн, и пользователям QuadrigaCX, некогда крупнейшей платформы по обмену криптовалют в Канаде. По слухам, основатель биржи, который внезапно скончался в 2018 году, был единственным человеком, имевшим ключ к криптоактивам. Недоверчивые клиенты даже хотят эксгумировать его тело, чтобы убедиться в отсутствии шансов на возврат средств.
Чтобы не наступить на грабли конкурентов, Армстронгу пришлось отказаться от антиправительственной риторики, на которой в свое время вырос биткоин. Это, в частности, означает сотрудничество с государственными регуляторами.
Подразделение Coinbase по корпоративному контролю насчитывает 55 сотрудников, а к концу текущего квартала разрастется до 70. Эти специалисты просматривают поток операций и пытаются выявить транзакции, связанные с отмыванием денег. Они также ответственны за контроль вызвавшего широкий резонанс нового правила, согласно которому в США фиксируется каждый перевод токенов с одной криптобиржи на другую. Coinbase регулярно направляет Налоговому управлению США отчеты по форме 1099-K о трейдерах, которые в течение года совершают 200 или более операций обмена при совокупном обороте от $20 000.
Как с учетом своего «коллаборационизма» стартап надеется завоевать лояльность адептов криптовалют? С одной стороны, компания готова предложить им широкий ассортимент инвестиционных возможностей — клиентам Coinbase доступны 26 валют, среди которых есть те, что превосходят по приватности биткоин. С другой — с августа 2018 года пользователи биржи могут перемещать средства в личный кошелек, на который не распространяются ни принцип «знай своего клиента», ни описанные механизмы борьбы с отмыванием денег.
«Если частное лицо хочет просто хранить собственную криптовалюту, это нельзя назвать бизнесом по обслуживанию финансов. Компании вроде нас в таких случаях просто предоставляют инструменты для хранения и использования личных накоплений», — осторожно защищает нынешнюю практику Армстронг. При этом он отлично понимает, что претензии к Coinbase у Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США могут возникнуть в любой момент.
GMail для биткоина
Армстронг родился в семье инженеров в Сан-Хосе и увлекся предпринимательством еще в начальной школе. Он вспоминает, как однажды его вызвали в кабинет директора и обвинили в перепродаже сладостей на игровой площадке. Наказание не убавило энтузиазма, и уже скоро юный Брайан сбывал использованные компьютеры. А после окончания магистратуры Университета Райса в 2006 году он основал первый стартап — сервис, который сводил репетиторов с учениками. В то время будущий гендиректор Coinbase успел пожить в Буэнос-Айресе, пока удаленно развивал образовательный проект: «Я вдруг понял, что никогда не бывал в Южной Америке, и решил, что год буду путешествовать и работать удаленно, такое вот приключение. К тому же не совсем понимал, чем хочу заниматься по жизни дальше. Это был очень интересный опыт: увидеть, как функционирует финансовая система в стране, пережившей гиперинфляцию».