«Вы просто не математики»
Лауреат нескольких номинаций конкурса «Лучший частный инвестор — 2023» Ирина Манторова (IriMan) — о заработке на неэффективностях рынка и о психологии трейдеров во время соревнований
Считается, что торговля на бирже — удел хладнокровных и уравновешенных мужчин, а чтобы опередить конкурентов в погоне за доходностью, приходится брать на себя серьезные риски. Но это не всегда так.
Крупнейший российский конкурс биржевой торговли «Лучший частный инвестор» (ЛЧИ), где трейдеры пытаются показать наибольшую доходность инвестиций на трехмесячном интервале, много лет проводимый Московской биржей, привлекает множество самых разных участников. Одни ищут денег и признания, другими движет спортивный интерес. Есть и те, кому интересны драйв «финансовой гонки», свои и чужие эмоции, подчас выплескивающиеся на страницы трейдерских форумов.
О том, как получить эмоции от финансового спорта, но не дать им взять верх, как заработать больше других, рискуя при этом меньше, и зачем трейдеру нужен программист, рассказала предприниматель и основатель Клуба эффективных переговоров Ирина Манторова. По итогам ЛЧИ-2023 Ирина, торговавшая под ником IriMan, победила в категории «Лучший частный инвестор на фондовом рынке» с прибылью 376% и в номинации «Лучший трейдер вечерней сессии на рынке акций», а от оппонентов получила характеристику «беспощадный робот IriMan».
— Начну с очевидного вопроса: как вы пришли на фондовый рынок и вообще на биржу?
— Если не говорить про какие-то пробы, как в анекдоте: один раз попробовала и не понравилось, — то это, скорее, будет история про валютный рынок, именно это было мне интересно, а также про торговлю драгметаллами, золотом и серебром, на которых в 2022-м я и выиграла (в 2022 году Ирина победила в номинации «Лучший трейдер спот-металлами» с итоговым результатом 171 166 рублей при стартовых активах 100 000 рублей. — «Монокль»). Я бы и в 2023-м тоже с удовольствием поработала на этом рынке, но когда конкурс объявили, там просто не было такой возможности, был только фондовый. Так что я уже принимала участие именно в конкурсе на фондовом рынке.
— Получается, вы торговать на рынке и участвовать в конкурсе ЛЧИ начали одновременно? Что вами двигало?
— На конкурсе проявляются очень яркие психологические моменты, когда кто-то активно побеждает, а остальные ребята начинают что-то пытаться делать, чтобы догнать лидера. Тут, естественно, возникают эмоции, участники начинают ошибаться. Все это выплескивается на страницы известного форума Smart-Lab. Ребята делятся тем, что происходит, выражают в комментариях свои эмоции, пишут про какие-то несправедливости. За этим очень интересно наблюдать. Например, когда человек уверенно идет к победе и в конце делает большое количество глупых ошибок именно из-за того, что сильно нервничает, эмоционирует. В результате падает больно и очень быстро.
— Вы участвовали в ЛЧИ не одна, а с командой?
— Да, я на встрече (торжественное мероприятие по итогам ЛЧИ. — «Монокль») действительно делилась тем, что у меня есть команда, но говорить, что мы именно торговали все вместе, было бы неправильно. У меня в команде есть аналитик и программист и собственно я в качестве психолога и трейдера. Как раз та история, когда один человек анализирует, дальше мы составляем какую-то стратегию вместе. После этого программист руками прописывает алгоритм торговли согласно придуманной стратегии, и мы запускаем эту программу.
Алгоритм, но не робот
— Статистика по итогам конкурса говорит, что вы совершали очень большое количество сделок.
— Да, правда, огромное количество. Речь шла о тысячах сделок, и руками это совершать невозможно. Другое дело, что это нельзя называть и торговым роботом, как писали некоторые.
Мы, вообще-то, каждый вечер правили торговый алгоритм. То есть смотрели, что там получается, и, если нам не нравилось, как идет торговля, мы собирались, анализировали и правили. Иногда правки вносили и посреди торгового дня.
— Зачем так часто?
— Как это говорят, есть две большие разницы: одна история, когда идет обычный заработок на бирже, и совсем другая история, когда есть вот этот вот соревновательный эффект. Потому что ЛЧИ — это соревнование, там нужно выиграть по заданным параметрам. Соответственно, здесь немножечко разные подходы: речи о том, что нужно планомерно зарабатывать, вообще не идет. Нужно выдать максимальный результат. В общем, совершенно разные стратегии.
Как я ранее говорила, вообще у меня основная работа идет на валютном рынке, но когда в конкурсе поставили задачу, что это будет фондовый рынок, — ну пожалуйста, я на фондовом поработаю. Другое дело, что на фондовом пришлось работать с огромным количеством акций и сделок с ними.
— Ваш торговый алгоритм, который вы для этого использовали, относится к HFT, High Frequency Trading?
— Нет, конечно. Высокочастотный трейдинг — это про другое, там абсолютно другие скорости. Мы вообще даже не пытались в эту сторону смотреть.
Да и просто торговым роботом используемую программу не назвать: робота поставил — он тебе что-то делает. А тут практически все время нужно было присутствие человека. То есть у меня аналитик все время отслеживал, ставил меня в известность, если вдруг там что-то пошло не так посреди торгового дня, мы быстренько согласовывали новую стратегию и давали задачу программисту, который вносил правки.
— То есть это, так сказать, полуавтоматический режим и вспомогательный инструмент?
— Можно сказать и так. Просто в реальном времени нам с такой скоростью сделки руками было никак не совершить. Вообще никак, а для того, чтобы выиграть, это было нужно. Конечно, когда идет просто заработок, там картина работы другая.
Азарт без риска
— Обиженных, что их «обошли на повороте», не было?
— Возможно, какие-то обиды могли быть. Потому что прямо на встрече мне говорили: мол, посадила себе тысячу программистов и все такое.
Я говорю: ребят, вы просто не математики. Даже если посадить десяток программистов. Кто будет работать за эти деньги, вот такое количество времени?
Просто прикиньте, сколько зарабатывают программисты, поделите вот этот выигрыш на месяц и на количество программистов. (Смеется.) Здесь смешно обижаться, это же просто соревнования.
— По вашему собственному опыту, насколько эмоциональный настрой различается в моменте, когда идет именно работа на бирже и когда идет «спортивное зарабатывание денег на скорость»?