Экономика США: у края пропасти или всё ещё номер один в мире?

МонокльОбщество

Насколько сильна экономика США

Америке не стоит бояться Китая. Ему потребуется еще очень много времени, чтобы догнать США по ключевым характеристикам экономической эффективности

Татьяна Гурова

Фабрика по производству спортивных товаров Wilson в США чудом устояла под
напором американской конкуренции. AP Photo/Patrick Aftoora-Orsagos

Дональд Трамп так активно начал спасать американскую экономику, что сложилось впечатление, будто экономика США — полудохлая старая лошадь. И кажется, что драматически падающий внешнеторговый баланс и столь же драматически растущий государственный долг свидетельствуют именно об этом. Но может быть, и то и другое всего лишь результат ошибочной и расточительной экономической политики, которой придерживались американские демократы? А сердце главной экономики мира еще бьется ровно и она способна долгие годы оставаться первой?

Об этом мы говорим с член-корреспондентом РАН Виктором Супяном, который занимается американской экономикой несколько десятилетий. Он обращает внимание на то, что американцы серьезно опережают все крупные страны мира и по производительности труда, и по наукоемкости практически всех промышленных отраслей, что и дает им огромное преимущество.

— Насколько сильна или слаба американская экономика? Торговый баланс США сокращается уже тридцать лет, несмотря на предпринимаемые с 2009 года попытки американцев остановить этот процесс. Почему якобы сильная американская экономика не может укрепить свои позиции на внешних рынках?

— Торговый баланс лишь один из элементов совокупной картины, о которой надо вести речь, если мы хотим понять, что представляет собой американская экономика. Конечно, если исходить из общих соображений, отрицательный торговый баланс — это плохо. Но для Америки в этом есть плюсы, потому что с помощью торговли они получают дешевые товары, которые, если бы они производились в Америке, стоили бы гораздо дороже. Поэтому я считаю, что превышение импорта над экспортом имеет большие преимущества для США. Все это естественно до определенной черты, и особенно это важно при рассмотрении отношений между конкретными странами. Одно дело — торговый баланс в целом, другое дело — торговый баланс между США и Китаем.

— Когда это хорошо, а когда плохо? По-видимому, опасность представляет торговый баланс с Китаем?

— Китай, конечно, большая проблема, потому что там превышение особенно велико. Но важно и другое. Раньше импорт из Китая давал возможность получать дешевые потребительские товары. И США считали, что Китай — это сборочный цех, производящий потребительские товары и мелкие технологии. Но когда китайцы стали конкурировать с большими технологиями и поставлять в Америку машины и оборудование, электротехнику, а Соединенные Штаты стали поставлять в Китай сельхозтовары, американцы, конечно, призадумались. Все это усилила пандемия, которая продемонстрировала, что в условиях внешних шоков может оказаться, что товары просто невозможно получить. И тогда возникли вопросы, связанные с глобализацией: хорошо это или плохо в принципе и что с Китаем надо разобраться, так как нельзя зависеть от этой страны, тем более что она такая неправильная, коммунистическая. Поэтому с Китаем будут разбираться не потому, что там отрицательный баланс, который, кстати, все время растет, несмотря на все усилия и Трампа, и Обамы, и Байдена, а из-за того, что они поняли: это конкурент, который может потеснить их и на внутреннем, и на других рынках.

— А на каких рынках и в каких товарных группах?

— Например, автомобили. Китайские автомобили заполонили все страны и континенты, и куда американцам деваться с их автомобильной промышленностью, непонятно. Но главное, они начали чувствовать, что теряют технологический уровень и Китай может их обогнать.

Я, впрочем, не могу согласиться с тем, что Китай обогнал Соединенные Штаты по уровню научно-технологического развития. Это совершенно не так. Хотя цифры и выглядят угрожающими. Например, Китай занимает 32 процента от всей обрабатывающей промышленности мира. А американцы только 16 процентов. А совсем недавно соотношение было такое: Китай — 20 процентов, США — 18 процентов. То есть китайцы рванули очень сильно и в промышленности американцев начали просто вытеснять.

— А Европа же тоже порядка 20 процентов занимает?

— Третьей идет Япония — 6,5 процента, потом Германия — 4,8, потом Индия — 2,9, Южная Корея — 2,7, Россия — 1,8. Даже в целом Европа недотягивает до американской доли. Потому что есть еще Бразилия, Канада. В этих странах мощные отрасли, производящие, например, самолеты, которых больше нигде в мире нет. И конечно, американцы боятся, но боятся конкуренции не по традиционным отраслям, а по высокотехнологичным: их волнует искусственный интеллект, ракеты. Но они зря переживают, китайцы технологически «не тянут», они отстают значительно.

Член-корреспондент РАН Виктор Супян

— Китайцы отстали? Считается, что они уже всех чуть ли не перегнали.

— Да, китайцы отстали, и не видно, чтобы они смогли это отставание преодолеть. Американцев волнует ракетостроение, освоение космоса. Есть еще Тайвань, который лидирует по чипам, а Тайвань сегодня-завтра будет китайским. Но потребуется еще, может быть, несколько десятков лет, чтобы Китай смог выйти на американский технологический и экономический уровень.

Во-первых, по ВВП. Цифры, которые гуляют в интернете и на телевизионных шоу, что Китай давно обогнал США, измеряются по паритету покупательной способности. Но ППС совершенно не отражает конкурентоспособность экономики. Ее отражает ВВП по обменному курсу. А здесь Китай сильно отстает, и это отставание существенно не сократится. В 2024 году ВВП США составил 24 триллиона долларов, а Китая — около 18 триллионов долларов по обменному курсу. Соответственно, доля США и Китая в мировом ВВП — 25 и 18 процентов. В этом году ВВП Соединенных Штатов уже составит 27 триллионов долларов. А у китайцев рост замедляется.

Вообще, у Китая свои весьма серьезные проблемы. Есть, например, госсектор, который тянет экономику вниз. И непонятно, что с ним делать. Эффективность там крайне низкая.

— Почему вы думаете, что она низкая?

— Я не думаю, я знаю.

Собственно, ключевое преимущество США перед Китаем, как, впрочем, и перед всеми другими странами, — это более высокий уровень производительности труда. Есть девять стран, которые опережают США по производительности труда. Все это маленькие страны — Люксембург, Норвегия, Ирландия, Швейцария, Австрия и так далее. Из крупных стран наиболее близко по производительности труда к США подошли две страны — Германия и Франция. Их производительность труда составляет 80 процентов от американского уровня.

У Китая производительность более чем в четыре раза ниже, чем в США. И никаких перспектив в обозримом будущем изменить эту пропорцию у них нет, потому что их экономика лишь частично стала выходить на наукоемкий уровень. А огромная часть экономики — это ремесленные производства с низкой производительностью, которые производят продукцию для внутреннего потребления. И второй сегмент — госсектор. Тяжелая промышленность, которая еще не приватизирована. Здесь тоже низкая производительность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации

Что удерживает Ближний Восток от большой войны

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
10 фактов об Эдгаре Алане По 10 фактов об Эдгаре Алане По

Самые необычные факты из жизни мистика Эдгара Алана По

Maxim
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Открыть в приложении