Экономика США: у края пропасти или всё ещё номер один в мире?

МонокльОбщество

Насколько сильна экономика США

Америке не стоит бояться Китая. Ему потребуется еще очень много времени, чтобы догнать США по ключевым характеристикам экономической эффективности

Татьяна Гурова

Фабрика по производству спортивных товаров Wilson в США чудом устояла под
напором американской конкуренции. AP Photo/Patrick Aftoora-Orsagos

Дональд Трамп так активно начал спасать американскую экономику, что сложилось впечатление, будто экономика США — полудохлая старая лошадь. И кажется, что драматически падающий внешнеторговый баланс и столь же драматически растущий государственный долг свидетельствуют именно об этом. Но может быть, и то и другое всего лишь результат ошибочной и расточительной экономической политики, которой придерживались американские демократы? А сердце главной экономики мира еще бьется ровно и она способна долгие годы оставаться первой?

Об этом мы говорим с член-корреспондентом РАН Виктором Супяном, который занимается американской экономикой несколько десятилетий. Он обращает внимание на то, что американцы серьезно опережают все крупные страны мира и по производительности труда, и по наукоемкости практически всех промышленных отраслей, что и дает им огромное преимущество.

— Насколько сильна или слаба американская экономика? Торговый баланс США сокращается уже тридцать лет, несмотря на предпринимаемые с 2009 года попытки американцев остановить этот процесс. Почему якобы сильная американская экономика не может укрепить свои позиции на внешних рынках?

— Торговый баланс лишь один из элементов совокупной картины, о которой надо вести речь, если мы хотим понять, что представляет собой американская экономика. Конечно, если исходить из общих соображений, отрицательный торговый баланс — это плохо. Но для Америки в этом есть плюсы, потому что с помощью торговли они получают дешевые товары, которые, если бы они производились в Америке, стоили бы гораздо дороже. Поэтому я считаю, что превышение импорта над экспортом имеет большие преимущества для США. Все это естественно до определенной черты, и особенно это важно при рассмотрении отношений между конкретными странами. Одно дело — торговый баланс в целом, другое дело — торговый баланс между США и Китаем.

— Когда это хорошо, а когда плохо? По-видимому, опасность представляет торговый баланс с Китаем?

— Китай, конечно, большая проблема, потому что там превышение особенно велико. Но важно и другое. Раньше импорт из Китая давал возможность получать дешевые потребительские товары. И США считали, что Китай — это сборочный цех, производящий потребительские товары и мелкие технологии. Но когда китайцы стали конкурировать с большими технологиями и поставлять в Америку машины и оборудование, электротехнику, а Соединенные Штаты стали поставлять в Китай сельхозтовары, американцы, конечно, призадумались. Все это усилила пандемия, которая продемонстрировала, что в условиях внешних шоков может оказаться, что товары просто невозможно получить. И тогда возникли вопросы, связанные с глобализацией: хорошо это или плохо в принципе и что с Китаем надо разобраться, так как нельзя зависеть от этой страны, тем более что она такая неправильная, коммунистическая. Поэтому с Китаем будут разбираться не потому, что там отрицательный баланс, который, кстати, все время растет, несмотря на все усилия и Трампа, и Обамы, и Байдена, а из-за того, что они поняли: это конкурент, который может потеснить их и на внутреннем, и на других рынках.

— А на каких рынках и в каких товарных группах?

— Например, автомобили. Китайские автомобили заполонили все страны и континенты, и куда американцам деваться с их автомобильной промышленностью, непонятно. Но главное, они начали чувствовать, что теряют технологический уровень и Китай может их обогнать.

Я, впрочем, не могу согласиться с тем, что Китай обогнал Соединенные Штаты по уровню научно-технологического развития. Это совершенно не так. Хотя цифры и выглядят угрожающими. Например, Китай занимает 32 процента от всей обрабатывающей промышленности мира. А американцы только 16 процентов. А совсем недавно соотношение было такое: Китай — 20 процентов, США — 18 процентов. То есть китайцы рванули очень сильно и в промышленности американцев начали просто вытеснять.

— А Европа же тоже порядка 20 процентов занимает?

— Третьей идет Япония — 6,5 процента, потом Германия — 4,8, потом Индия — 2,9, Южная Корея — 2,7, Россия — 1,8. Даже в целом Европа недотягивает до американской доли. Потому что есть еще Бразилия, Канада. В этих странах мощные отрасли, производящие, например, самолеты, которых больше нигде в мире нет. И конечно, американцы боятся, но боятся конкуренции не по традиционным отраслям, а по высокотехнологичным: их волнует искусственный интеллект, ракеты. Но они зря переживают, китайцы технологически «не тянут», они отстают значительно.

Член-корреспондент РАН Виктор Супян

— Китайцы отстали? Считается, что они уже всех чуть ли не перегнали.

— Да, китайцы отстали, и не видно, чтобы они смогли это отставание преодолеть. Американцев волнует ракетостроение, освоение космоса. Есть еще Тайвань, который лидирует по чипам, а Тайвань сегодня-завтра будет китайским. Но потребуется еще, может быть, несколько десятков лет, чтобы Китай смог выйти на американский технологический и экономический уровень.

Во-первых, по ВВП. Цифры, которые гуляют в интернете и на телевизионных шоу, что Китай давно обогнал США, измеряются по паритету покупательной способности. Но ППС совершенно не отражает конкурентоспособность экономики. Ее отражает ВВП по обменному курсу. А здесь Китай сильно отстает, и это отставание существенно не сократится. В 2024 году ВВП США составил 24 триллиона долларов, а Китая — около 18 триллионов долларов по обменному курсу. Соответственно, доля США и Китая в мировом ВВП — 25 и 18 процентов. В этом году ВВП Соединенных Штатов уже составит 27 триллионов долларов. А у китайцев рост замедляется.

Вообще, у Китая свои весьма серьезные проблемы. Есть, например, госсектор, который тянет экономику вниз. И непонятно, что с ним делать. Эффективность там крайне низкая.

— Почему вы думаете, что она низкая?

— Я не думаю, я знаю.

Собственно, ключевое преимущество США перед Китаем, как, впрочем, и перед всеми другими странами, — это более высокий уровень производительности труда. Есть девять стран, которые опережают США по производительности труда. Все это маленькие страны — Люксембург, Норвегия, Ирландия, Швейцария, Австрия и так далее. Из крупных стран наиболее близко по производительности труда к США подошли две страны — Германия и Франция. Их производительность труда составляет 80 процентов от американского уровня.

У Китая производительность более чем в четыре раза ниже, чем в США. И никаких перспектив в обозримом будущем изменить эту пропорцию у них нет, потому что их экономика лишь частично стала выходить на наукоемкий уровень. А огромная часть экономики — это ремесленные производства с низкой производительностью, которые производят продукцию для внутреннего потребления. И второй сегмент — госсектор. Тяжелая промышленность, которая еще не приватизирована. Здесь тоже низкая производительность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маркетплейс для мобильных и спонтанных Маркетплейс для мобильных и спонтанных

О том, как платформа автопутешествий создает у туристов новые потребности

Монокль
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Почему мы так плохо помним наше детство? Почему мы так плохо помним наше детство?

Почему у большинства людей нет никаких воспоминаний о первых 3-4 годах жизни

Популярная механика
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите

Хангыль: самый простой, логичный и необычный алфавит мира

ТехИнсайдер
Нейросети глядят, а руки делают Нейросети глядят, а руки делают

Врачи призвали ИИ в диагностику

Санкт-Петербургский университет
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Умный напарник Умный напарник

Фитнес-браслет проследит за здоровьем персонала на промышленных предприятиях

Санкт-Петербургский университет
Диета при менопаузе Диета при менопаузе

Рацион, который уменьшит неприятные симптомы менопаузы

Лиза
Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ

Минивэн и микроавтобус: есть ли разница?

ТехИнсайдер
Такой бал Такой бал

Как устроить бал выпускнику даже там, где это кажется невозможным

Новый очаг
Как составлять промты для нейросети — «учим» ИИ работать по правилам Как составлять промты для нейросети — «учим» ИИ работать по правилам

Как объяснить ИИ, как действовать правильно, а не пускать все на самотек

CHIP
Что будет с организмом, если спать по 4 часа в сутки: эксперимент, который точно не стоит повторять Что будет с организмом, если спать по 4 часа в сутки: эксперимент, который точно не стоит повторять

Чем чревато пренебрежение здоровым сном?

ТехИнсайдер
«Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли «Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли

Знаете ли вы, что коктейли создали те, кого в 18 веке считали неудачниками?

ТехИнсайдер
Принц Тьмы и посол Земли: как Оззи Осборн стал одним из главных символов рок-музыки Принц Тьмы и посол Земли: как Оззи Осборн стал одним из главных символов рок-музыки

Что за личностью был Оззи Осборн и кем он останется в истории музыки

Forbes
Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны

Почему истории в картинках стали такими популярными по всему миру?

ТехИнсайдер
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Пробивной бизнес Пробивной бизнес

Почему пробив — основное правонарушение в области информационной безопасности?

Ведомости
С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь

Как высокая температура влияет на работоспособность

Forbes
Открыть в приложении