Бывшие единороги
Компании так называемой шеринговой экономики столкнулись с серьезными трудностями. Они продолжают генерировать убытки, при этом их расходы только увеличиваются — вся бизнес модель шеринговых сервисов оказалась под вопросом
В 2010-е годы эти компании наделали много шума. Airbnb и WeWork, Spotify и Uber — казалось, они изменят мир до неузнаваемости в один миг. Однако спустя десять лет никакой революции не произошло, а со всех сторон на некогда перспективных новых игроков посыпался шквал критики. Владельцам шерингового бизнеса сегодня приходится отбиваться и от забастовок недовольных работников такси, и от протестов жителей разных городов Европы, жалующихся, что платформы бронирования жилья превращают их дома в низкосортные мотели.
Финансовые показатели компаний новой экономики тоже далеко не идеальны. Их расходы только растут, при этом они, спустя годы работы, либо все еще убыточны, либо чистая прибыль настолько невелика, что говорить о ней вслух для серьезного бизнеса неприлично.
Своего рода символом проблем, перед которыми стоит шеринговая экономика (sharing economy), стало недавнее банкротство сети коворкингов WeWork. Проблемы у нее начались еще в 2019 году. Компания слишком сильно увеличила расходы, она стала самым крупным частным арендодателем в Нью-Йорке и Лондоне и активно запускала всё новые проекты — спортзалы WeGym, жилые пространства WeLive, частную школу WeGrow. Компания также инвестировала в суперфуд-стартап и занималась разработкой в области поисковой оптимизации. Затем компания решила провести IPO и раскрыла свои показатели, в частности почти миллиардный убыток за 2019 год. Оценка компании в результате упала в 20 раз — с 47 млрд до 2,8 млрд долларов. IPO пришлось отменить. Затем началась пандемия, когда спрос на офисы упал до исторических минимумов. Она, кажется, добила этот бизнес. Компания провела масштабные сокращения. Но от краха спустя два года ее это не спасло. WeWork оказалась не в состоянии оплачивать дорогие договоры аренды, которые были заключены на десять-пятнадцать лет еще до пандемии.
Кажется, шеринговая модель дала серьезный сбой.
Посуточная аренда под ударом
Когда в 2008 году выпускники Школы дизайна Род-Айленда Брайан Чески и Джо Геббиа решили немного подзаработать, вряд ли они могли даже вообразить, как далеко зайдут. Вчерашние студенты, арендовавшие жилье в Сан-Франциско, придумали неочевидный лайфхак: как заработать на том, чего у тебя в собственности нет. Они решили заселить в свои квартиры участников конференции по промышленному дизайну, заставив тех платить посуточно.
Идея была простая: в преддверии крупного мероприятия номера в отелях в небольших и средних городах, где не так много предложений, разлетаются, как горячие пирожки. Поэтому организаторы конференций, столкнувшись с дефицитом гостиниц, готовы были на все — даже заселить гостей в обычные квартиры.
Чески и Геббиа провели неплохую предпродажную подготовку. Они создали для рекламы своих услуг отдельный сайт — Airbedandbreakfast.com. Это добавляло в глазах организаторов начинающим предпринимателям некоторой солидности. В последующем этот сайт переименовали просто в Airbnb.
Спустя пятнадцать лет посуточной арендой, организованной через интернет-сервис, уже никого не удивишь. Но в 2010-е годы, когда система онлайн-сдачи квартир только развивалась, казалось, Чески и Геббиа открыли не просто новую нишу, а начали менять весь мир. В компанию поверили крупные инвестиционные фонды: по данным Crunchbase, с момента основания Airbnb получила в ходе нескольких раундов около 6,4 млрд долларов.
Но потом началась пандемия, нанесшая удар по всему рынку аренды. Убытки компании за 2020 год превысили 4,6 млрд долларов. Фактически за год компания «проела» большую часть денег, выделенных поверившими в нее фондами. Однако владельцы компании смогли стабилизировать ситуацию, сократили четверть сотрудников, урезали маркетинговый бюджет и попросили у инвесторов еще денег.
В результате в 2022 году дела у компании начали поправляться, и сервис даже смог впервые в истории получить чистую прибыль в размере 1,9 млрд долларов. В компании сразу же радостно заявили, что якобы на этот результат повлияло развитие рынка международного туризма. Хотя, весьма вероятно, здесь речь идет не о развитии, а всего лишь об отложенном спросе, который был предъявлен после пандемии, что привело к временному росту доходов.
Стоимость акций Airbnb не растет. Сегодня они на 35% дешевле, чем на пике в начале 2021 года. А значит, у инвесторов есть сомнения относительно перспектив этого бизнеса.
Скользящий двенадцатимесячный коэффициент P/E (цена/прибыль), показывающий рыночное отношение стоимости акций компании к годовой прибыли, у Airbnb сегодня составляет около 27 пунктов. Это гораздо выше среднего значения по отрасли. И это плохо, поскольку свидетельствует о том, что сегодняшняя оценка акций компании остается завышенной — проще говоря, им еще есть куда падать.
Оптимизма не добавляет и ряд трудностей и даже скандалов, с которыми столкнулся Airbnb. Например, в европейских городах набрало обороты движение против нелегальных мест размещения. Дело в том, что многие города Европы сегодня страдают от «овертуризма», то есть слишком большого числа отдыхающих. И Airbnb только усугубляет эту проблему. Европейцы требуют, чтобы арендодатели, размещающиеся на Airbnb, работали по тем же правилам, что и отели. И периодически проводят акции протеста, а иногда дело доходит и до судебных исков против сервиса.
Такое же движение разгорелось и в США. В результате в 2023 году Нью-Йорк ввел жесточайшие ограничения против Airbnb, заставив всех владельцев сдающихся посуточно квартир зарегистрироваться в специальной системе. В городе запретили сдавать жилье более чем для двух гостей, а также потребовали, чтобы хозяева лично встречали туристов. В результате многие объявления на сервисе стали неактуальными.
Другая проблема — начавшийся в конце прошлого года «Airbnbust». Хозяева квартир ополчились на сервис из-за снизившейся доходности их объектов и устроили в Твиттере (запрещен в России) настоящий флешмоб с критикой компании.
Airbnb действительно сегодня переполнен предложениями об аренде. За последние семь лет их число выросло с 200 тыс. до миллиона. Во время пандемии многие инвесторы скупали по выгодным ценам жилье и выставляли его на Airbnb. Но их ожидания оказались обманутыми. Например, в некоторых штатах США в 2023 году доходы от объекта, размещенного на сервисе, упали на 40–50% по сравнению с прошлым годом. Высокая конкуренция вынудила хозяев снижать цены на аренду и отказываться от части запланированных доходов.