Марк Андриссен однажды уже перевернул устои венчурного рынка

ForbesБизнес

Миллиардер и революционер: новая жизнь главного инвестора Кремниевой долины Марка Андриссена

Марк Андриссен и его партнер Бен Хоровитц однажды уже перевернули устои венчурного рынка и заработали для инвесторов более $10 млрд. Где партнеры ищут новую золотую жилу и почему предпочитают «несогласных» предпринимателей?

Алекс Конрад, перевод Натальи Балабанцевой

unnamed_1.jpg__1555274215__71962.jpg
Фото Getty Images / Марк Андриссен готов рисковать ради поиска новых «цукербергов»

Марк Андриссен и Бен Хоровитц, основатели венчурного фонда Andreessen Horowitz, покорили Кремниевую долину после кризиса 2008 года благодаря оригинальной стратегии. Их питч для потенциальных партнеров в 2009-м обещал найти предпринимателей-«мегаломаньяков»: амбициозных, уверенных в себе и сфокусированных людей, которые, подобно Стиву Джобсу, хотят «оставить след во Вселенной». Стратегия сработала: Andreessen Horowitz вовремя инвестировал во множество стартапов, выросших в многомиллиардные бизнесы: Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter и другие.

Спустя десять лет после запуска фонда Андриссен, чье состояние Forbes оценивает в $1,4 млрд, дает первое за два года интервью в офисе в калифорнийском Менло-Парке. Инвестор, который стал звездой технологического бизнеса после сверхуспешного IPO браузера Netscape в 1990-х, теперь считает неактуальными слоганы 2009-го. Его новый питч: «XXI век — век несогласия». В эпоху социальных сетей и избытка информации именно «несогласные» бросят вызов стагнирующему миропорядку и создадут новые бизнесы-гиганты, объясняет Андриссен. Эго больше не в моде, а вот гнев — или, по крайней мере, инакомыслие — то что надо, постулирует он.

Невенчурные капиталисты

Прислушиваться к прогнозам Андриссена стоит внимательно. Он не только эффективно выписывает чеки, но и имеет репутацию одного из самых влиятельных революционеров Долины. Рупором 47-летнего инвестора стал аккаунт в Twitter (более 700 000 подписчиков), а рабочим инструментом — сеть специалистов узкого профиля для помощи перспективным стартапам. Влияние монетизируется: Андриссен вместе со своим партнером Хоровитцем уже принес инвесторам фонда более $10 млрд прибыли, и 2019-й обещает значительно увеличить эту сумму. В плане — не менее пяти IPO стартапов-«единорогов» с присутствием Andreessen Horowitz в капитале: до биржи уже добралось приложение для вызова такси Lyft, на очереди сервис аренды жилья Airbnb, корпоративный мессенджер Slack, визуальная соцсеть Pinterest и разработчик софта PagerDuty.

«Какой главный конкурентный признак в любой отрасли? Лидерство», — уверенно вещает с высоты своего почти двухметрового роста бритоголовый Андриссен (одну из самых узнаваемых лысин Долины жена Марка, меценат Лаура Аррилага-Андриссен, любовно называет «мое яйцо»).

Но даже его уверенность сегодня проходит серьезное испытание. Оптимистичная вера 2000-х, будто технологии изменят мир к лучшему, подрастеряла последователей после серии утечек пользовательских данных Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Андриссен как ранний инвестор все еще входит в совет директоров компании Марка Цукерберга, но с каждым новым скандалом ему все труднее прикладывать к реальности постулаты своего техно-евангелизма. Равно как и находить новых «цукербергов»: конкуренция за перспективные стартапы стала гораздо острее и даже Andreessen Horowitz тяжело бороться с мегафондом от владельца Softbank Масайоши Сона на фантастические $100 млрд. Одной только визионерской риторики о желании «починить отрасль», тем более идущей вразрез с фактами, теперь недостаточно: слова пора подкреплять делами.

Ради этой цели Андриссен и Хоровитц, номера 55 и 73 рейтинга самых успешных венчурных инвесторов по версии Forbes 2019 года, готовы сами возглавить ряды «несогласных». Они только что собрали средства для нового фонда на $2 млрд (благодаря чему под их управлением будет находиться около $10 млрд) и планируют вкладываться по-крупному в собственные портфельные компании и не замеченных своевременно «единорогов». Andreessen Horowitz при этом превращается из венчурного фонда в финансового консультанта — перерегистрация юридического лица со сменой статуса всех 150 сотрудников дорого обойдется партнерам, но необходима в рамках новой стратегии.

Стратегия эта — вкладываться не только в привычные модели частных технологических компаний на ранних стадиях, но и в духе эпохи рискованно инвестировать суммы от $1 млрд в криптовалюты и токены или даже покупать доли в публичных компаниях. Главное — опередить другие венчурные фонды, которые останутся связаны по рукам регулированием Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

«Зачем вообще нужны перья? Чтобы их потрепать, — ухмыляется Андриссен. — Выделяются те, кто поступает иначе».

Связные Долины

Andreessen Horowitz всегда придерживался простого кредо, говорит в интервью Forbes Хоровитц: «Мы хотели создать венчурный фонд, у которого бы сами хотели занимать средства». Он тоже начинал в Netscape и тоже заработал много денег благодаря IPO компании. Андриссену досталась еще и слава — в 24 года он появился на обложке журнала Time. После 1995-го партнеры создали компанию, которая в итоге превратилась в Opsware и в 2007 году была поглощена HP за $1,7 млрд.

Прежде чем основать венчурный фонд два года спустя, они пробовали себя в «ангельском» инвестировании, где заработали репутацию нарушителей принятых в индустрии правил. Андриссен первым придумал публично консультировать стартапы — через блог pmarca. Позднее этот жанр переехал в его Twitter-аккаунт, который прославился микроэссе в 140 символов на темы в диапазоне от экономической теории до сетевого нейтралитета (Андриссену приписывают популяризацию термина «твитшторм»). Хоровитц же более известен умением цитировать рэперов и любовью к невезучей команде НФЛ Oakland Raiders.

При создании фонда партнеры выстраивали стратегию в подражание не лидерам венчурной индустрии, а корпорации Oracle Ларри Эллисона с его агрессивным маркетингом эпохи войн софтверных разработчиков. Андриссен и Хоровитц много общались с медиа, устраивали мероприятия с участием звезд и ругали конкурентов. И хотя их фонд начинал с мелких посевных вложений в компании вроде Okta (сейчас ее капитализация превышает $10 млрд) и Slack (оценка инвесторами — $7,1 млрд), партнеры вопреки принятым на рынке моделям решили финансировать и компании вроде Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter, которые на тот момент уже стоили миллиарды. Один из инвесторов Andreessen Horowitz, директор по инвестициям Принстона Эндрю Голден со смехом вспоминает недовольство других игроков рынка: «На то, чтобы начать жаловаться [на Andreessen Horowitz], поначалу требовалась пара минут».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность

Кто виноват в том, что хакерам удалось провести успешную кибератаку?

Forbes
Вторник 14 мая Вторник 14 мая

Хроника одного дня, который мог бы стать самым обычным, если бы не трагедия

Esquire
Маркетплейс на диване: какие тренды будут двигать вперед российский e-commerce Маркетплейс на диване: какие тренды будут двигать вперед российский e-commerce

Тренды интернет-торговли: регионализация и маркетплейсизация

Forbes
Свое «Твое» Свое «Твое»

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes
Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад

Самый ранний культурный виноград выращивали на Сардинии

N+1
Война пяти королей: полный гид по второму сезону Война пяти королей: полный гид по второму сезону

Подробный разбор второго сезона «Игры престолов»

Esquire
Триллион с неба. Чем возврат средств из офшоров грозит экономике России Триллион с неба. Чем возврат средств из офшоров грозит экономике России

О возможных последствиях возврата средств из офшоров для экономики

Forbes
По прозвищу «Тихий» По прозвищу «Тихий»

Nissan Qashqai — модель, которая сформировала нынешнюю автомобильную моду

4x4 Club
Единорог-беспилотник: как ученый из Китая отправил на американские дороги грузовики без водителей Единорог-беспилотник: как ученый из Китая отправил на американские дороги грузовики без водителей

Стартап TuSimple — сильный участник рынка беспилотных грузоперевозок

Forbes
Рай для Рауди Рай для Рауди

Собака Анри Матисса

The Rake
Неверность партнера: какие могут быть причины? Неверность партнера: какие могут быть причины?

Какие невидимые причины могут скрываться за неверностью партнера

Psychologies
Кончилась пленка, мотай: компакт-кассета снова в игре Кончилась пленка, мотай: компакт-кассета снова в игре

Этот пришелец из 1960-х продолжает пользоваться устойчивым спросом!

Популярная механика
Никого дороже тебя Никого дороже тебя

Глава из романа Габриэля Таллента «Никого дороже тебя»

Esquire
Королева Инстаграма без фото Королева Инстаграма без фото

Встреча Андрея Малахова с обладательницей самого необычного аккаунта в Сети

StarHit
5 фактов о фильме «Миллиард» Романа Прыгунова 5 фактов о фильме «Миллиард» Романа Прыгунова

Уже 18 апреля вы можете посмотреть в кино ограбление по-русски

GQ
Тест и обзор фитнес-браслета Canyon CNS-SB41BR: для здоровья и спорта Тест и обзор фитнес-браслета Canyon CNS-SB41BR: для здоровья и спорта

Новая модель фитнес-браслета Canyon CNS-SB41BR

CHIP
Как научиться принимать лучшие решения Как научиться принимать лучшие решения

Узнай, как твой мозг делает выбор за тебя, и научись с ним договариваться

Cosmopolitan
Последний из великих мастеров. Каким нам запомнился Георгий Данелия Последний из великих мастеров. Каким нам запомнился Георгий Данелия

Георгий Данелия стал одним из самых успешных режиссеров советского кино

Forbes
Поздно их воспитывать! Поздно их воспитывать!

Звездный статус от ссор с родителями не спасает

Лиза
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Как учит английский большинство российских школьников и к чему это может привести Как учит английский большинство российских школьников и к чему это может привести

В российских школах на обучение английскому уходит не менее семи лет

Psychologies
Флирт мужской и женский: в чем разница Флирт мужской и женский: в чем разница

В тонком искусстве флирта можно обойтись без единого слова

Psychologies
Стать Love-брендом: зачем банк «Открытие» инвестирует четверть прибыли в финтех Стать Love-брендом: зачем банк «Открытие» инвестирует четверть прибыли в финтех

Надия Черкасова — о внедрении новых финансовых технологий в банке «Открытие»

Forbes
Мания величия Мания величия

Почему нужно было ждать целых 13 лет, чтобы сделать большой внедорожник

4x4 Club
Пять удивительных мест, закрытых для туристов Пять удивительных мест, закрытых для туристов

Пять живописных и одновременно пугающих мест, где вас никто не ждет

Forbes
Bombay Canvas by Urban Dreams: что ждет посетителей нового поп-ап пространства Bombay Canvas by Urban Dreams: что ждет посетителей нового поп-ап пространства

Команда Rise Entertainment снова вернется в городскую среду

Cosmopolitan
Cлезь с иглы! Cлезь с иглы!

Приемы морального насилия и советы, как им противостоять

Cosmopolitan
Ешь и не расстраивай маму! Ешь и не расстраивай маму!

Мы спросили у экспертов, как сформировать правильные отношения ребенка с едой

Домашний Очаг
Ненастоящий полковник. Новым символом KFC стал молодой Instagram-блогер Ненастоящий полковник. Новым символом KFC стал молодой Instagram-блогер

Символ KFC, полковник Сандерс, сменил имидж

Forbes
Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю» Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю»

Работа в офисе — вовсе не антитренд

Psychologies
Открыть в приложении