Мексиканский кинорежиссер Мишель Франко: За каждой секундой на экране должно стоять художественное решение
2 мая в российский прокат вышел новый фильм Мишеля Франко «Память», главные роли в нем сыграли Джессика Честейн и Питер Сарсгаард. Франко снял драму о женщине, которая всю жизнь пытается избавиться от травм далекого прошлого и однажды встречается с человеком, виновным в ее страданиях. Дмитрий Елагин поговорил с режиссером о съемке драматичных историй, строгом подходе к визуальному и звуковому оформлению, а также о силе любви и надежде на лучшее.
Два года назад вышел фильм «Бардо» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, где автор критикует мексиканских режиссеров, и в том числе себя, начавших работать в США. «Память» — ваш американский дебют. Какое у вас отношение к тому, что постановщики из Мексики после успеха переезжают за границу?
Для меня это был естественный процесс. Мой отец родился в городе Сьюдад-Хуарес совсем неподалеку от Техаса, он проводил свое детство в поездках между двумя странами. Моя семья культурно и в быту во многом была американской, да и в США огромная мексиканская диаспора. Поэтому у меня нет вопросов, почему моя карьера пошла таким путем. Смена направления случилась после знакомства с актером Тимом Ротом («Легенда о пианисте»), он увидел мой фильм «После Люсии» (2012) и захотел вместе поработать: так мы сняли две коллаборации «Хроник» (2015) и «Закат» (2021). Думаю, что если бы я был европейцем, то у меня не было бы ни одной причины переезжать в США, хотя исторически мы знаем много режиссеров-мигрантов: Роман Полански («Ребенок Розмари»), Милош Форман («Пролетая над гнездом кукушки») и другие.
Кажется, что вы очень любите контрасты: противопоставляете одинокого человека толпе, солнечные пейзажи курорта — медленному процессу умирания от рака, мир белых привилегированных людей — миру коренных американцев. Как вы считаете, почему в ваших произведениях сталкиваются между собой противоположности?