Почему пессимистом быть выгоднее

MaximПсихология

Уйди, позитивный!

О том, как и зачем мыслить в позитивном ключе и стоит ли вообще это делать. Если эта статья тебе не понравится, ты будешь сам в этом виноват, так как не решил отнестись к ней глубоко положительно.

Текст Тата Олейник
Иллюстрации Виктор Богорад

Афоризм писателя Короленко «Человек рожден для счастья, как птица для полета» при всей своей двусмысленности (давайте не забывать про страусов с пингвинами) сейчас, в благословенном XXI веке, кажется аксиомой. Конечно, в идеальном мире все будут бесконечно продуцировать счастье для себя и окружающих, детские слезы будут храниться в музее (на чем настаивал другой писатель – Джанни Родари). И если смысл жизни не в счастье, то в чем он тогда?

Угрюмый мир суровых предков

А вот лет этак семьсот назад мысль о том, что главное в жизни – это счастье человеческое, была распространена куда меньше. Наоборот, существование в самых разных религиях приравнивалось к пытке, жизнь наша именовалась «юдолью скорби», а человек рассматривался как существо, рожденное исключительно с целью основательно пострадать и умереть в мучениях. Большинство тогдашней психологической и философской литературы не обучало оптимизму – напротив, эти трактаты старательно напоминали, что, как бы тебе совершенно случайно ни было хорошо сейчас, помни, что скоро все станет очень плохо, люди разорятся, заболеют чумой, умрут, так что не больно-то расслабляйся, дружище.

Чтобы понять, почему предкам так нравилась эта беспросветность, нужно уяснить один важный момент. До эпохи натурфилософии, великих географических открытий и ранней индустриализации, то есть практически до XVI века, человечество не подозревало, что оно развивается. Любые технологические новинки вводились так медленно, что люди в массе своей не понимали их новизны и революционности, жизнь рассматривалась как бег по кругу, а мир воспринимался как идущий к своему закату и сильно ухудшенный по сравнению с золотыми временами прошлого (о них никто ничего толком не знал, но со времен Платона так думать было принято). Даже мода на протяжении нескольких поколений практически не менялась, за исключением каких-то деталей, поэтому живописцы Возрождения так спокойно рисовали древних греков и евреев в обтягивающих лосинах и при беретах. Как сказал в «Экклезиасте» царь Соломон, «нет ничего нового под солнцем» (хотелось бы посмотреть, конечно, на выражение его лица при виде смартфона). Жизнь воспринималась статичной, ее законы – неизменными. Только отдельные гении и эрудиты типа Блаженного Августина могли, сопоставляя древние тексты с современными им реалиями, видеть цивилизационную пропасть между эпохами, но и ту относили за счет всяких чудес типа Пришествия Христа, который спустился на землю ненадолго и кое-что тут подправил.

Поэтому никакого понимания того, что человечество способно очень сильно улучшать свою жизнь, не было. Может случиться недород или урожай, но всегда будут голодные. Справедливый и мудрый царь может на какое-то время улучшить жизнь своих подданных, но потом опять все пойдет вразнос. Лучшая жизнь ожидается только за гробом.

Сейчас мы не в состоянии понять, как трудно жить в статичном мире. Мы-то живем на пути в будущее – это просто данность, которую каждый из нас ощущает. Если от какой-то болезни умирает ребенок, эта трагедия заставляет человечество еще энергичнее искать способы ее лечения. Мы все не просто верим, а твердо знаем, что пройдет десять, тридцать, пятьдесят лет – и эта болезнь станет излечимой. Если что-то не так, просто следует хорошо подумать, как это исправить. Мы абсолютно убеждены, что будем на звездах, что освоим неиссякаемые источники энергии, что добьемся всеобщего благосостояния, что впереди нас ждут изумительные приключения, сказочная роскошь и бесконечный праздник. Технический и этический прогресс последних столетий позволил нам осознать свое грядущее всемогущество.

Наши предки ничего такого впереди не наблюдали. Конечно, они тоже пытались устроиться на этой планете поудобнее, но это очень трудно сделать без антибиотиков, обезболивающих, электричества и самолетов, а главное, без веры в то, что можно что-то серьезно изменить. Поэтому совершенно логично, что наши предки обучались смиряться, терпеть и готовиться к худшему.

Когда в XVI–XVIII веках пошел крутить маховик прогресса и впервые громко раздались слова «человек есть мера всех вещей», выяснилось, что старые представления о человеческих чувствах, мечтах и желаниях при настоящем положении дел никуда не годятся. Пришлось искать иные правила жизни, подходящие под новую ситуацию, которую блистательно определил Вольтер, перефразировав Лейбница: «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Вот из этой-то фразы (и похожих на нее) выросли ноги позитивной психологии и позитивного мышления.

Вставай с улыбкой!

Счастливый человек эффективнее человека, лежащего в тяжелой депрессии, или, скажем, человека, намедни спрыгнувшего с крыши небоскреба. С этим утверждением спорить, надо полагать, никто не возьмется, и неудивительно, что в мире, в котором эффективность стала цениться очень и очень высоко, возник спрос на счастливых людей. Когда общество безостановочно строит паровозы, заводы и больницы, оно не склонно восхищаться святыми, сидящими в пустыне на столбах, или бледными монахинями, иссыхающими в добровольном заточении в своей келье. Куда больше обществу нравится румяная Дженни, чесальщица шерсти, и бодрый Петр Иванович, начальник СМУ-149. Сейчас истоки позитивного мышления принято искать в протестантской этике, но нужно признать, что похожие учения возникали и в обществах, крайне далеких от протестантизма. Скажем, СССР тоже превозносил «оптимизм советских людей», и советские актрисы, игравшие фабричных девушек, хохотали не менее заливисто, чем актрисы американские, игравшие фермерш и миллионерш.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Опять одна реклама! Опять одна реклама!

Реклама была такой интересной, что ей посвящали це­лые статьи в журналах

Maxim
Выход есть. Как выживают люди, потерявшие все. Часть 3 Выход есть. Как выживают люди, потерявшие все. Часть 3

В мире много людей, которым нужна помощь

СНОБ
Идея! Стать Джеймсом Бондом Идея! Стать Джеймсом Бондом

Каратистом и рок-музыкантом тебе уже не стать. А вот Джеймсом Бондом – запросто!

Maxim
Марина Разбежкина: Камера помогает вылечиться и выйти в другой мир Марина Разбежкина: Камера помогает вылечиться и выйти в другой мир

Марина Разбежкина — о том, как никогда не плакать

СНОБ
Двоякое впечатление Двоякое впечатление

Редактор GQ два с половиной месяца занимался спортом и сидел на диете

GQ
Я на войне с бесами Я на войне с бесами

Репортаж из глубин: отец Сергий, царь и Ганина яма

Русский репортер
Как пили в СССР: алкогольные традиции Страны Советов Как пили в СССР: алкогольные традиции Страны Советов

Традиции, которые наработались в сфере пьянства в СССР

Maxim
Work in progress: Ранний экспресс Work in progress: Ранний экспресс

Фрагмент текста Кирилла Кобрина, который можно читать как путеводитель по Китаю

СНОБ
Артур Хачуян Артур Хачуян

Артур Хачуян – создатель главного российского BigData-алгоритма

Esquire
Теннисистка Светлана Кузнецова: Я командный игрок и могла бы отлично играть в футбол Теннисистка Светлана Кузнецова: Я командный игрок и могла бы отлично играть в футбол

Светлана Кузнецова — о том, какие кошмары снятся спортсменам

СНОБ
Наша милиция нас… Наша милиция нас…

Как побороть пыточную систему

Русский репортер
Звезда эфира Звезда эфира

Крупнейшие компании мира внедряют в свою работу распределенную систему Ethereum

Популярная механика
Карнавала не будет Карнавала не будет

Алексей Яблоков предлагает устроить карнавал по случаю столетия революции

GQ
Живучие не по правилам Живучие не по правилам

Невероятные истории выживания на глубине, в снегах и в пустыне

Maxim
Почтовая экзотика Почтовая экзотика

В истории почты много случаев передачи посылок и сообщений необычным образом

Дилетант
Участковый доктор Участковый доктор

Почему компания «Евромед» переключилась на лечение дачников по ОМС?

Forbes
«Мучительница и душегубица» «Мучительница и душегубица»

Дело помещицы Салтыковой

Дилетант
Эмма Клайн: Девочки Эмма Клайн: Девочки

Фрагмент «Девочек» Эммы Клайн

СНОБ
Юрий Горобец: Встречи с прошлым Юрий Горобец: Встречи с прошлым

Мы по полу катаемся, друг друга колошматим, жены нас разнимают!

Караван историй
Хроника пикирующего Форда Хроника пикирующего Форда

GQ проводит время с Харрисоном Фордом

GQ
Константин Бранкузи. В поисках красоты Константин Бранкузи. В поисках красоты

История жизни знаменитого скульптора Константина Бранкузи

Караван историй
Куда исчезла материя Куда исчезла материя

Астрофизикам вот уже сто лет не хватает материи во Вселенной

СНОБ
Карьера менеджера Карьера менеджера

Как Владислав Мартынов стал предпринимателем, инвестором и блокчейн-энтузиастом

РБК
Вас водила молодость в сабельный поход? Вас водила молодость в сабельный поход?

Будущее России — это те, кто протестует

СНОБ
15 мыслей Франсуа Озона 15 мыслей Франсуа Озона

Французский режиссер поделился пятнадцатью из множества своих мыслей

GQ
Проклятые деньги Проклятые деньги

Мистика — это всего лишь то, чего мы пока не понимаем

СНОБ
Некод Зингер: Мандрагоры Некод Зингер: Мандрагоры

Отрывок из фантастической истории маленькой плантации магических растений

СНОБ
Россия vs Америка: где дешевле жить Россия vs Америка: где дешевле жить

Семья с уровнем доходов среднего класса США в России окажется банкротом

СНОБ
Повернуть время вспять Повернуть время вспять

Морщинки – история нашей жизни. Но обязательно ли рассказывать ее окружающим? Любые признаки старения, будь то морщины, пигментация или дряблость кожи, говорят о пренебрежении. Как к окружающим, так и к достижениям науки. А значит, о нежелании работать над собой. Когда же нужно начинать бороться за свое лицо?

Psychologies
Серые схемы Серые схемы

Оформленный в серо-зеленых тонах гостевой домик в Подмосковье

AD
Открыть в приложении