«Мастурбация — значит измена?»: разбор с психологами
Самоудовлетворение — естественное проявление нашей сексуальности. Кажется, мы ясно понимаем это, и все же в отношениях мужчины и женщины мастурбация по-прежнему остается негласным табу.
Марине 37 лет. Она до сих пор в деталях помнит то утро. «Я думала, что муж спит, — рассказывает она, — и на цыпочках вошла в спальню, не хотелось его будить. Он мастурбировал. Я немедленно развернулась и вышла, пока он меня не заметил. Мне было очень неприятно.
Неделю за неделей после этого случая я задавала себе тысячи вопросов. Что со мной не так, если он нуждается в этом? О ком он думает, когда этим занимается? Чего недостает в наших отношениях? Кроме того, я испытала огромное чувство стыда — обсудить эту тему с мужем я так и не решилась… Мне потребовался не один месяц, чтобы успокоиться. Но даже сейчас при воспоминании об этом мне становится не по себе».
А 25-летний Владимир охотно вспоминает о своем необычном опыте: «Вечером мы с подругой лежали рядом в одной постели. Вдруг она начала извиваться и тихо постанывать. И я догадался, что она ласкает себя. Прежде я ее такой никогда не видел, меня это сильно возбудило. Мы занялись сексом, и это было что-то совершенно невероятное!»
В этих историях нет ничего необычного. Это сцены из повседневной жизни многих пар.
Тень греха
Мастурбация широко табуирована — даже в наше время, когда сексуальность, казалось бы, наконец обрела максимальную свободу выражения. Самоудовлетворение, похоже, остается одним из последних ограничений западной цивилизации, подавляясь и нашими личными, и коллективными запретами.
Эта сексуальная практика, не ведущая к продолжению рода, строго осуждается церковью и общественной моралью. Особо жестко порицаются женщины. «И это понятно, ведь если они научатся сами доставлять себе удовольствие, мужчины совсем потеряют над ними власть, — поясняет психотерапевт Инна Хамитова. — К мужской мастурбации отношение более терпимое: она воспринимается как часть особого ритуала обучения, благодаря которому подросток становится мужчиной».
Мужчины и женщины пропитаны идеей, что если человек занимается мастурбацией, то у него обязательно «что-то не в порядке»
Возможно, поэтому этот акт и сегодня непроизвольно ассоциируется с отталкивающим образом извращенца, лихорадочно онанирующего в кустах. А слово «рукоблудие» ведет к представлению о грехе.
Психоаналитики предпочитают пользоваться термином «аутоэротизм» и допускают самоудовлетворение для людей одиноких, как способ механического удовлетворения естественных потребностей. Так что в супружеской паре ему вроде бы не место.
«Мы живем с мифом об идеальной завершенности и синхронизации, — иронизирует сексолог Игорь Кон. — Существует ложное представление о том, будто вся наша сексуальная жизнь сосредоточена в рамках данного партнерского соглашения. Мы считаем, что партнер должен удовлетворять все наши ожидания, испытывать те же желания и хотеть тех же удовольствий, что и мы, причем в тот же момент. Но это невозможно!»
Пара — союз двух разных личностей. И надо уметь принимать психологическую и физическую отдельность себя и своего партнера. Проститься с идеалом слияния. Даже в жизни самых благополучных пар бывают моменты, когда партнеру необходимо разобраться с собой без участия второй половины.