Машины с настоящим автопилотом могут не появиться никогда. И вот почему
В недалекое будущее, когда автомобили научатся ездить вообще без участия человека, поверили уже почти все. Но дело обстоит совсем не так просто
Системы активной помощи водителю вроде адаптивного круиз-контроля, функции удержания полосы и автоматической парковки за последние годы стали не только привычными, но и массовыми — сегодня их можно найти даже в недорогих автомобилях. Кажется, от этих комплексов остается лишь шаг до настоящих автопилотов, о которых неустанно твердят многие производители и технологические стартапы. Но, судя по некоторым сигналам, полноценная реализация автономного вождения надолго откладывается, если не отменяется вообще.
В минувшем сентябре Кайл Вогт, руководитель беспилотного подразделения Cruise концерна General Motors, в интервью Reuters сказал неожиданную и важную вещь. По его словам, отказываться от услуг живых диспетчеров-операторов в перспективе совсем необязательно! «Зачем это делать? Мои клиенты почувствуют себя спокойнее, если будут знать, что на помощь в случае чего всегда придет человек. Не представляю, какой водитель может от этого отказаться», — отметил он.
Да, вы все правильно поняли: компания, которая занимается разработкой полностью автономных машин, допускает, что они никогда не станут полностью автономными. И это похоже на начало тектонического сдвига во всей индустрии.
Еще немного — и поедем
На протяжении последних нескольких лет беспилотники были одним из главных автомобильных трендов, наряду с электрокарами. Появилось огромное количество подразделений и стартапов, работающих в этом направлении: Waymo от Google, Cruise от GM, Zoox от Amazon, большую активность развил российский «Яндекс» — не говоря уже о Tesla, которая благодаря мощному маркетингу и таланту Илона Маска почти убедила мир, что продает настоящие беспилотники. Вот только это далеко не так.
Совсем недавно казалось, что основным препятствием на пути полностью самостоятельного вождения станут правовые базы: дескать, кого назначать виновным в случае аварийной ситуации или, не дай бог, травм и гибели? Но, к примеру, в Германии уже принят закон, позволяющий водителю не участвовать в управлении машиной при выполнении определенных условий. Казалось бы, этого и ждали в компании Audi, когда заявляли функцию AI Pilot для модели A8, — дескать, пока что вместо кнопки будет заглушка, но все непременно заработает, когда чиновники разрешат. Знаете, когда это было? В 2017 году! Но никакого AI Pilot в серийных машинах нет до сих пор: в апреле 2020-го немцы официально сообщили, что отказываются от этих планов.
Чуть лучше обстоят дела у Mercedes-Benz. Минувшей весной компания первой среди конкурентов смогла сертифицировать систему Drive Pilot 3 для серийного использования и предложить ее покупателям S-Class и EQS в качестве опции. Теперь клиенты имеют право полностью передавать управление автомобилю примерно на 13 тыс. км строго определенных немецких дорог — речь идет главным образом об автобанах с четкой разметкой, пологими поворотами и обилием дорожных знаков. Вот он, долгожданный прорыв?