«Наркомовские сто грамм»: как пили на фронте
Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной сильно разнятся: одни рассказывают, что только водкой и спасались, другие — что перед боем пили исключительно самоубийцы.
Одна из легенд вокруг «наркомовских» 100 граммов водки заключается в том, что в 1942 году указ о выдаче водки в войсках был отменен. Якобы власть осознала ошибочность решения и раскаялась. На самом деле — нет.
Водку в Красной Армии на постоянной основе начали давать в Финскую войну, в январе 1940-го. Сто граммов водки и пятьдесят граммов сала — по инициативе наркома Ворошилова. Сталину он мотивировал это тем, что иначе в мороз солдатам не выжить.
Идея неоднозначная: ты же наверняка знаешь, что после водки сосуды расширяются, давая ощущение тепла, а потом быстро сужаются. Быстрее и резче, чем от любого другого крепкого напитка. Да и чувствительность кожи снижается, так что вероятность получить обморожение повышается на порядок. Однако никто не жаловался.
Только тем, кто в боях. Но…
Тем не менее в Великую Отечественную «наркомовские» 100 граммов вернули. Но не для всех. Приказ, подписанный заместителем наркома обороны Хрулевым 22 августа 1941 года, гарантировал ежедневные сто грамм тем, кто находится на линии боевого соприкосновения с противникам. К ним приравняли пилотов, совершающих боевые вылеты. Хотя выдавать водку бойцам начали еще раньше, в июле.