Люди с ОКР и игроманией оказались по-разному чувствительны к награде
Принятие решений игроманов оказалось связано с эмоциями
Исследователи из Австралии, США и Японии выяснили, что люди с обсессивно-компульсивным расстройством и люди с игровой зависимостью по-разному учатся на результатах принятых решений. Обе группы хуже обучаются в ситуации, когда награда оказалась меньше предполагаемой, однако у первых это связано с зонами мозга, отвечающими за обучение и подкрепление, а у вторых — с зонами регуляции эмоций. Результаты эксперимента с фМРТ опубликованы в PLOS Biology.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) сопровождается навязчивыми мыслями (обсессиями) и навязчивыми действиями, которые призваны избавиться от возникающей тревоги (компульсиям). Схожими симптомами обладает и игромания — патологическая склонность к азартным играм. Прошлые исследования выявили, что для обоих состояний свойственны импульсивность, компульсивность и расторможенность (сниженный контроль поведения). Таким образом, оба состояния связаны со снижением гибкости поведения — тенденцией повторять действия вне зависимости от результата.
Для определения нейронных механизмов ученые иногда используют построение моделей обучения с подкреплением — один из способов машинного обучения, в котором система учится на данных, получая от среды обратную связь. Она оценивает предстоящую награду и корректирует свою работу с помощью данных об ошибке предсказания - разницы между оценкой награды и ее настоящей реальным отражением. Такой метод уже применялся для изучения влияния психиатрических заболеваний на принятия решений и показал свою эффективность.