Глава Google в России — как создать справедливую среду в глобальной компании

ForbesБизнес

«Лучшее, что может дать компания женщине, — это выбор»: глава Google в России о том, как строить равенство и инклюзию в компании

Юлия Варшавская

Юлия Соловьева
Юлия Соловьева / Фото DR

В Google женщины занимают 26,7% руководящих позиций, а в российском представительстве этот показатель даже выше. В рамках ПМЭФ Forbes Woman поговорил с управляющим директором Google в Россиия Юлией Соловьевой о том, как создать справедливую и конкурентную среду в глобальной компании и как меняются карьерные стратегии современных женщин.

Юлия Соловьева в разное время была директором по организационному развитию «НТВ-Плюс», директором по корпоративному развитию МТС, исполнительным директором телекоммуникационной компании «Телеком Экспресс». В 2007-м пришла в холдинг «ПрофМедиа» и через четыре года стала его президентом. В 2013 году возглавила российское представительство Google, с 2018 года является независимым неисполнительным директором компании «Лента». В интервью, которое прошло в рамках Петербургского макроэкономического форума на площадке RC Fashion, Юлия Соловьева рассказала главному редактору Forbes Woman Юлии Варшавской, что может сделать глобальная компания, чтобы помочь женщинам преодолевать гендерное неравенство, и как услышать каждого сотрудника.

— Сейчас женщины отвоевывают позиции во многих сферах. Но в IT их все еще меньше, чем мужчин, причем во многом потому, что они просто не идут в эту индустрию, не видят себя в ней. Что Google как одна из самых авторитетных компаний в мире может сделать, чтобы привлечь в IT больше девушек, убедить их, что технологии — и для них тоже?

— Во-первых, прежде всего — повышать уверенность в себе. У нас есть замечательная программа «Я выдающаяся». Сначала она была предназначена для женщин-инженеров, но в прошлом году мы поняли, что она не только для женщин, но вообще для любых недостаточно хорошо представленных групп — от начинающих специалистов, которые чувствуют себя неуверенно, до людей пенсионного возраста. И даже дали другое название — «Верю в себя».

Программа в том числе помогает научиться говорить без стеснения о своих достижениях. Из-за стереотипов в наших головах мы, женщины, часто молчим, прячемся в углу, меньше себя любим, меньше заявляем о своих успехах. Я по себе вижу: мне, чтобы сказать «я могу», нужно быть в этом уверенной на 150%. В то время как мужчина, уверенный, на 60%, уже в первых рядах. Я очень рада, что сегодня программа пользуется популярностью: в ней приняли участие 185 000 человек из 130 стран. И около 80% участников отметили, что тренинг помог им обрести уверенность в себе.

Во-вторых, у нас достаточно много программ, где мы даем гранты предпринимательницам и обычным женщинам. Программы бывают локальные и глобальные, поэтому не только в России можно в них участвовать. Например, этим летом наш партнер todogood при поддержке Google.org запускает проект «Я могу», чтобы помочь 2500 женщинам бесплатно пройти платные программы дополнительного образования. После этого они смогут получить новую востребованную профессию и найти работу.

— Вы помните себя в том возрасте, когда вы только начинали карьеру? Что помогало вам тогда чувствовать себя на эти 150%?

— В 12 лет я была безумно стеснительным ребенком. Не могла себе даже мороженое купить — стояла перед киоском и долго собиралась с силами, чтобы рот открыть, стеснялась. Помню чувство страха, если нужно было заговорить с незнакомыми людьми. Когда же я закончила институт и поступила на свою первую работу, у меня было такое дикое желание узнавать новое, что постепенно страх стал уходить на фоне этого интереса. Наверное, страсть, какое-то сильное увлечение предметом — тоже своего рода способ справиться с неуверенностью.

— Я часто слышу от женщин, особенно в IT, что они как будто все время пытаются доучиться до того уровня, где их уже никто не будет спрашивать о том, сколько им лет, есть ли у них дети, собираются они в декрет. Это вообще справедливо, что женщинам приходится прыгать выше головы, чтобы работать на равных с мужчинами?

— Нет, конечно же, это несправедливо. Хотя, мне кажется, доучиться до 100% никогда и не получится. Мир настолько быстро меняется, что ты никогда не будешь владеть предметом на 100% необходимой глубины. Кроме того, когда ты строишь карьеру, на каком-то этапе уже нет возможности идти «в глубину» — надо идти «в ширину».

Когда почти 10 лет назад я пришла в Google, многие сомневались в том, что я, не имея инженерного образования, справлюсь. К счастью, я и тогда понимала, и сейчас убеждаюсь — чтобы быть на руководящей должности в технологической компании, не всегда обязательно быть инженером. Моя задача — объединить группу единомышленников, вдохновить людей вокруг и вместе выводить компанию на новый уровень.

Возвращаясь к вопросу: проблема может быть не только в гендере. Но и в возрасте, и специализации: до скольких лет нужно дожить и какой диплом иметь, чтобы высказывать собственное мнение?

— А как реагировать на вот это снисходительное «ну вы еще молодая, у вас все впереди»?

— Как на замечательную возможность. Все впереди — значит, вы сможете гораздо больше, чем уже смогли. Здесь, мне кажется, важно работать с собственными установками. Критику можно воспринимать в том числе как подтверждение ваших достоинств.

— А может ли руководитель компании создать такую корпоративную культуру, чтобы не было этого снисходительного отношения? И должен ли?

— Может и должен. Самое главное — собственный пример. Конечно, важно нанимать специалистов, которые помогут и с постановкой целей, и со статистикой по текущему состоянию корпоративной культуры. Но нельзя недооценивать внутреннюю коммуникацию, нужно постоянно транслировать ценности, проговаривать их и быть примером. При этом коммуникация не может идти только сверху: на разных уровнях ее должны транслировать люди, которые тоже верят в эти ценности.

— Когда вы нанимаете человека на работу, как понимаете, что он разделяет ваши ценности?

— Не всегда мы понимаем это на входе. Бывают ошибки — и мы ошибаемся, и люди ошибаются. Самая большая проблема — когда люди хотят к нам, но не понимают, что их убеждения не позволят им расцвести в компании. Наша ведь задача — чтобы сотрудники расцветали, а не просто сидели в углу. Поэтому процесс найма состоит из нескольких интервью, и это не только проверка того, как человек соображает, а частично и разговор о жизни, о страсти, о хобби.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сквирт или не сквирт: вопросы, советы, подводные камни Сквирт или не сквирт: вопросы, советы, подводные камни

Рассказываем, откуда берется струйный оргазм и на что он похож

Cosmopolitan
Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий

Когда теория не подтверждается практикой

Maxim
«Ты защитил семью»: вдова Михаила Круга в день его гибели показала нежное фото «Ты защитил семью»: вдова Михаила Круга в день его гибели показала нежное фото

Вдова Михаила Круга почтила память легендарного шансонье

Cosmopolitan
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Муж-миллионер и поцелуи с Ургантом: личная жизнь звезд сериала «Тайны следствия» Муж-миллионер и поцелуи с Ургантом: личная жизнь звезд сериала «Тайны следствия»

В личной жизни звезд сериала «Тайны следствия» кипят нешуточные страсти

Cosmopolitan

Наша героиня кардинально сменила прическу и вот, что из этого вышло

Cosmopolitan
Как автор книги «Секс и одинокая девушка» превратила Cosmopolitan в легенду Как автор книги «Секс и одинокая девушка» превратила Cosmopolitan в легенду

Глава из книги «Лето на Парк-авеню» о Хелен Герли Браун, редакторе Cosmopolitan

Cosmopolitan
«Фаянсовая улыбка» уже не в моде: кому нельзя отбеливать зубы, в чём суть технологии и при чём тут осветление волос «Фаянсовая улыбка» уже не в моде: кому нельзя отбеливать зубы, в чём суть технологии и при чём тут осветление волос

Как происходит медицинское отбеливание, кому оно запрещено, есть ли альтернатива

Популярная механика
Потрясающая эволюция Дэниела Рэдклиффа! Как изменился Гарри Поттер за 20 лет Потрясающая эволюция Дэниела Рэдклиффа! Как изменился Гарри Поттер за 20 лет

Дэниел Рэдклифф и его впечатляющая трансформация за эти годы

Cosmopolitan
Для чего нужна термальная вода и как ее выбрать Для чего нужна термальная вода и как ее выбрать

В чем суперсила термальной воды?

Psychologies
6 мифов о лазерной эпиляции, которые давно пора разрушить 6 мифов о лазерной эпиляции, которые давно пора разрушить

Избавиться от нежелательных волос навсегда – мечта каждой девушки

Cosmopolitan
7 ретрофотографий очень странных механизмов 7 ретрофотографий очень странных механизмов

Изображения очень странных штук, которых не должно было быть в нашем мире

Maxim
Для лояльных бонусы, несогласным — революция: как банановая компания United Fruit строила бизнес в Центральной Америке Для лояльных бонусы, несогласным — революция: как банановая компания United Fruit строила бизнес в Центральной Америке

Она свергала правительства, сотрудничала с ЦРУ, влияла на введение новых законов

VC.RU
«Если бы у Skype и Teamspeak появился ребенок со сверхспособностями, которых не было у его родителей»: история Discord «Если бы у Skype и Teamspeak появился ребенок со сверхспособностями, которых не было у его родителей»: история Discord

Discord задумывался как сервис для геймеров, но им заинтересовалась все

VC.RU
Юра Борисов Юра Борисов

Юра Борисов — о корнях, кино и русском характере

Собака.ru
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Семейное дело. 5 привычек, которые научат ребенка бережно относиться к природе Семейное дело. 5 привычек, которые научат ребенка бережно относиться к природе

Советы, которые помогут увлечь ребенка заботой об экологии

СНОБ
«Никакой швабры»: самые странные запреты из нашего детства и не только «Никакой швабры»: самые странные запреты из нашего детства и не только

Запреты из детства, смысл которых до сих пор понять невозможно

Cosmopolitan
6 жутких документальных фильмов про маньяков 6 жутких документальных фильмов про маньяков

Реальные киноистории о расследованиях серийных убийств и психологии преступников

GQ
Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках

Актеры «Пищеблока» — о времени, свободе, конфликте поколений и поиске себя

СНОБ
Какаду научили сородичей открывать крышки мусорных баков Какаду научили сородичей открывать крышки мусорных баков

Какаду и их социальный навык обучения

N+1
Компании пытаются заменить электричество и нефть «экологичным» водородом: кто производит оборудование для этого рынка Компании пытаются заменить электричество и нефть «экологичным» водородом: кто производит оборудование для этого рынка

Почему автомобили на водороде не стали популярнее электрокаров?

VC.RU
Секс с бывшей: как сделать, чтобы он не стал последним Секс с бывшей: как сделать, чтобы он не стал последним

Как этично заниматься сексом с бывшей девушкой?

Maxim
Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь» Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь»

Марина Зудина разобралась в себе и живет будущим

Коллекция. Караван историй
На дистанции: почему мы боимся сближаться с партнером На дистанции: почему мы боимся сближаться с партнером

Как удержать баланс между «Я» и «мы» и дорастить брак до партнерского?

Psychologies
Мечтать не вредно! Мечтать не вредно!

Как отличить фантазии от жизненных планов и можно ли превратить одно в другое?

Лиза
Комки Биша: резать, оставить, уменьшить и почему? Комки Биша: резать, оставить, уменьшить и почему?

Что такое комки Биша и почему все хотят их удалить?

VOICE
Можно ли заразиться чумой в XXI веке Можно ли заразиться чумой в XXI веке

Стоит ли сегодня опасаться чумы?

Популярная механика
Встретились по делу: как бизнес-миссии помогают решить проблемы промышленных экспортеров Москвы Встретились по делу: как бизнес-миссии помогают решить проблемы промышленных экспортеров Москвы

Бизнес-миссии: многие компании находят заказчиков и заключают контракты

Forbes
Как говорить с нужными людьми, чтобы они отвечали: навыки деловой коммуникации в цифровую эпоху Как говорить с нужными людьми, чтобы они отвечали: навыки деловой коммуникации в цифровую эпоху

Советы, которые помогут получить максимум пользы от бизнес-коммуникации

Inc.
Открыть в приложении