Любовь к Родине: что такое здоровый патриотизм?
О любви к Родине, как и о любви вообще, нужно писать поэтам. Иначе, что ни скажи, все выглядит или сухо, или слишком пафосно. Но мы все же попробуем — и разберем с экспертами, что такое здоровый патриотизм.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти поселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил…
И стихотворение Константина Симонова, откуда взяты эти строчки, это тоже — Родина. Часть нашей культуры. И победа в войне, которую прошел поэт-фронтовик, — наша история. И русский язык, на котором написаны эти и другие слова о Родине… Ну вы поняли.
Можно ли полностью ощущать себя — собой, отрицая свою принадлежность к стране, где мы родились, где выросли, на языке которой говорим и мыслим?
С точки зрения психологии восприятие своей страны как части себя — важная составляющая идентичности. Если обратиться к языку, то и на латыни, и на русском языке слова patria (родина, отчизна) и pater (отец) — однокоренные.
Как бы мы ни относились к родителям, было бы неверным и нездоровым для психики отрицать свою с ними связь
«У каждого из нас есть личный опыт, есть родовая история и есть масштабная история принадлежности к более широкой группе — к стране, — рассказывает психолог Юлия Решетникова. — Признак здоровья личности — принятие себя в принадлежности к этим разным группам. Как и везде, в России свои особенности. И через много поколений это не может не влиять на нас сейчас. Мы проживаем паттерны, свойственные нашей стране».
Что же происходит с нашим обществом сегодня? Почему одни чуть ли не стыдятся быть гражданами родной страны, другие переживают единение и воодушевление, а кто-то даже открывает в себе чувства, которые раньше не осознавал?
«Многие из нас не ожидали такого всплеска патриотизма в себе, какой случился этой весной, — замечает психотерапевт Гузель Махортова. — Вспоминается каратаевское «мы», описанное Львом Толстым в «Войне и мире». В его романе это ощущение коллективной идентичности испытывает аристократ Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе с крестьянином Платоном Каратаевым.