Черное дело
Декоративность или практичность, традиционность или современность – для создателей черной керамики ручной лепки и настоящего дровяного обжига таких вопросов не существует. Зачем выбирать, если можно совместить?
Традиционное – не значит устаревшее, считают Елена и Олег Малышевы, владельцы марки Eco pottery, переехавшие ради развития своего дела из московской квартиры в дом в Калужской области. Свои изделия они лепят руками, без гончарного круга, и обжигают в дровяных печах – как это делали мастера сотни лет назад. Только вместо «делаем на глаз» используют для контроля процесса современные технические приспособления, а вместо устаревших морально форм посуды, которая пылится на полках в сувенирных магазинах, придумывают свой ультрасовременный дизайн. В их керамике нет краски и глазури – как говорит Елена, «между человеком и посудой не должно быть прослойки». Традиции не должны быть мертвыми. У людей не так много места и времени, чтобы заполнять их ненужными вещами и делами. Вещь должна быть полезной и приносить при этом радость.
Посуда – та необходимая вещь, которую производят в большом количестве сотни тысяч разных компаний. Конкурентов – множество. Почему вы решили начать делать именно посуду?
Мне всегда нравилось делать что-то руками. Однажды увидела черную керамику, стала разбираться, как ее делают. Долго экспериментировала с разными глинами и способами обжига и поняла, что вот такая черная фактурная керамика – кружки, тарелки, чайники, турки, то есть то, чем люди пользуются каждый день, – это то что нужно.
Покупная посуда – идеально выверенная, ровная, геометричная, одинаковая. Но у современных людей есть потребность в неидеальности. Наша посуда, вылепленная вручную, в чем-то близка японской философии: нет идеального человека, в каждом из нас много сложностей, странностей, и именно этим мы интересны другим. Так и с посудой: каждый «неправильный» изгиб – это проявление индивидуальности.
Вы все время говорите «наша». Почему не «моя»?
Когда я начала активно работать с глиной, заинтересовала и мужа. Теперь это наше общее дело. Я в ответе за художественную часть, Олег – больше за техническую. Дело в том, что чернолощеная посуда, несмотря на то, что появилась еще тысячи лет назад, это во многом – про технологии. Ведь черная эта посуда не от глазурей, цвет такой получается в ходе сложных химических и физических процессов – окислительных и восстановительных.